Губернатор не Хоттабыч
– Что сделал глава, чтобы помочь нам в этом вопросе?
Голос Виктории Высоцкой звучит так, что всем становится ясно: пока Игорь Васильевич не ответит, из Дома культуры ему не выйти. По залу пробегает одобрительный гул и тут же смолкает – когда борешься с блокадой собственного посёлка, эмоциям не место.
О проблеме Воронцовки «Крестьянин» писал месяц назад («Путь заказан», № 11 от 16 марта 2016 г.). Напомним вкратце.
Госкорпорация «Росавтодор» вознамерилась сделать трассу М-4 «Дон» платной от Ростова-на-Дону до Краснодара. Для этого автодорогу решено «реконструировать»: поменять асфальт, кое-где расширить, но главное – отрезать от нескольких населённых пунктов бетонными отбойниками. Прежние выезды сровняют с землёй, и попасть на М-4 теперь можно будет только по объездной дороге – к терминалам, где будут взимать плату.
Посёлок Воронцовский тоже отрезали – правда, пока только в проектной документации. Все автомобили, общественный транспорт и, главное, десятки грузовиков с местных предприятий (ЗАО «Молодец», мельничный комплекс, колбасный цех, садоводческое СПК «Пионерский») с октября этого года пустят в объезд – дополнительные 15 километров. Дорога ляжет через другие населённые пункты, включая село Самарское, где аналог федеральной трассы пройдёт прямо по жилой улице.
Месяц назад возмущённые жители на народном сходе выбрали рабочую группу, которая будет бороться за их права. Пока мало что удаётся.
– Я звонил уполномоченному представителю президента в ЮФО, хотел записаться на приём. Мне отвечают: «Он посетителей не принимает, все вопросы только в письменном виде присылайте». Я говорю: «Девушка, ну не можете с уполномоченным соединить, помогите хоть на прямую линию президенту дозвониться!»
Это рассказывает мне председатель рабочей группы Владимир Оптовкин, пока мы подъезжаем к Воронцовке.
В Доме культуры полный зал людей – зарегистрировались 370 человек.
Первое слово, понятно, дают Владимиру Леонидовичу. Председатель подводит итоги месяца: написал письма губернатору, президенту, в «Единую Россию» и ЛДПР, в Общероссийский народный фронт. Ответов нет.
Зато выяснил, что придорожные кафешки спроектировали и уже сделали себе ПСП – переходно-скоростные полосы – такие же съезды, какого лишат Воронцовку. Новость зал встречает гулом: им можно, а нам – нельзя?
– ПСП заказывают и делают частники, – отвечает усаженный на стул в центре сцены глава района Игорь Грибов. – У нас в чём проблема – земля не наша. ПСП должна администрация Азовского района заказывать.
Эта фраза – «земля не наша» – будет повторяться на сходе ещё не раз. Люди надеялись, что стоит им достучаться до губернатора Ростовской области, глава региона заявит о бедственном положении Воронцовки в Москве и «Росавтодор» тут же внесёт изменения в свой проект.
Но этого не произошло. Сами люди бьются как рыба об лёд, а толку никакого. Все инстанции отвечают под копирку: проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», а это значит, что ни одному нормативу проект дороги не противоречит. Раз нет нарушений – можно строить.
– Я несколько раз общался с министром транспорта Ростовской области, – сообщает Игорь Грибов. – Нам предложили сделать трассу длиной 4,5 кило-
метра на Новобатайск. Проектно-сметная документация на эту дорогу разрабатывалась ещё в 2005 году, и конечно, требуются корректировки. Министр Виталий Кушнарёв мне ответил: «Я деньги в бюджете найду, но от вас требуется достоверность сметного расчёта». Через полтора месяца я должен сказать, сколько будет стоить проект.
Народ протестует: трасса на Новобатайск (центр поселения) – дело нужное, но если бюджетные деньги потратят на эту дорогу, о съезде на М-4 можно забыть. А между тем, пока район и регион медлят, строители ускорились.
– Лимит терпения и порядочности исчерпан, – констатирует Оптовкин.
Из зала звучат разные предупреждения: от готовности устроить митинг до нежелания идти на выборы в Госдуму, поскольку власть безразлична к проблемам населения.
– Всё равно всё вернётся к тому, что ни один проектировщик не сделает ПСП, пока не будут внесены изменения в проект, – убеждает население глава. – Если бы это была областная собственность, вопрос бы решился в два счёта. Но дорога федеральная, есть порядок процедур, это всё не быстро делается. Губернатор – не бог и не Хоттабыч, чтобы вырвать волос из бороды и мгновенно всё решить… Если это поможет ускорить процесс, я сам в Москву поеду.
На столицу теперь вся надежда. Накануне собрания жители посёлка звонили на прямую линию Владимиру Путину, но прорваться в эфир не смогли. Так что Воронцовка готова скинуться и купить рабочей группе билеты до Москвы, лишь бы результат был. В конце концов, хотя бы в Кремле должен быть кто-то, кто сможет повлиять на «Росавтодор»?
Александра КОРЕНЕВА
Фото автора