Интернет против пластмассовых овощей
По данным ростовской службы статистики, в 2015 году на долю фермерских и личных подсобных хозяйств пришлось 86,3% производства овощей. Существенна роль КФХ и ЛПХ и в животноводстве. Молодой ростовский предприниматель, выпускник Института управления, бизнеса и права Дмитрий Зарубин с двумя единомышленниками увидел в этом нишу для бизнеса и открыл интернет-магазин фермерских продуктов. В апреле интернет-магазин «Телега» отметил год с момента образования. Почему его основатель считает, что торговля фермерскими товарами относится к социальному предпринимательству и какие перспективы он видит для успешного развития малых форм хозяйствования?
– Дмитрий, почему вы решили заняться продажей продуктов через интернет?
– Началось с того, что я попытался купить в Ростове натуральные и вкусные продукты. Потратил на разъезды больше четырёх часов, объездил весь город и округу и понял, что нет в городе одного такого места, где можно удобно приобрести товары с гарантированным качеством. А поскольку мы с друзьями как раз искали бизнес-проект, который можно реализовать, придумали интернет-магазин.
– С чего вы начали?
– С поиска поставщиков. Первых партнёров искали несколько месяцев, методом проб и ошибок. Много времени ушло на изучение технологии сельскохозяйственного производства, чтобы уметь компетентно оценивать качество товара. После этого запустили сайт в тестовом режиме.
– Как он развивался?
– В течение 2015 года каждый месяц прирост продаж составлял 45-50%. В этом году в связи с увеличением объёма продаж мы занялись реформированием бизнес-процессов, ключевой из которых – доставка. До сих пор мы пользовались услугами специализированного транспорта или товар привозил сам поставщик. Снижать издержки на транспорт пытаемся за счёт кооперации производителей или оптимального объёма партии.
– В Ростове уже были попытки (часто безуспешные) организовать аналогичные проекты. Как вы учитывали опыт предшественников?
– Думаю, причина неуспеха многих таких проектов в том, что они не могли угадать предпочтений покупателя. Самое главное – сформировать такой набор продуктов, который понравится городскому жителю. Мы определили свою целевую группу: это люди с достатком выше среднего, которые заботятся о своём здоровье, провели ряд решенческих интервью. Так мы сформировали сбалансированную корзину, в которую входят базовые продукты и широкий ассортимент собственной кулинарии. Часть продуктов мы производим сами: например, колбасы. Творог, сметану и сыр поставляют фермеры.
– Вы заявляете покупателям, что предлагаете качественные продукты. Как вы их оцениваете?
– Прежде всего, мы работаем только с теми поставщиками, у кого есть документация, подтверждающая качество и безопасность. Не столь важен и юридический статус: это может быть и ЛПХ. Главное, чтобы они производили натуральный товар без добавок, увеличивающих его срок годности. Продукция, с которой мы работаем, нестандартная, штучная, она отличается от той еды на полках магазинов, которая прошла все стадии превращения в пластмассу. Поэтому я считаю, что метод отбора товара и поставщиков – фактор, определяющий успех подобных проектов. Мы разработали свой метод, он включает пять этапов проверки. Это и личный контроль всех этапов производства нашим технологом Ириной Ровер, и дегустация каждой партии продуктов, и лабораторный контроль.
– Что получает фермер взамен?
– Возможность реализовать товар по достойной цене. У горожан есть потребность в качественных продуктах и есть возможность платить за это. Но производители товара не всегда могут выйти на покупателя, потому что нет эффективного канала сбыта. В итоге зарабатывает посредник. Но у интернет-магазина есть значительное преимущество: мы не тратимся на аренду торговых площадей, поэтому безболезненно переживаем сезонный спад торговли. Это социальный проект, нацеленный на решение проблемы сбыта для мелких хозяйств. В будущем мы планируем развивать также информа-ционно-консультационные центры для фермеров, оказывать юридическое и финансовое сопровождение.
– Вы заинтересованы в привлечении новых поставщиков?
– Да, новых поставщиков ищем постоянно. Часть партнёров отсеивается по ряду причин: наш магазин не является основным каналом сбыта их продукции, кто-то меняет сферу деятельности. К тому же мы стремимся, чтобы доля одного поставщика не превышала 25% в каждой группе товара. Особая потребность в поставках мяса, молочной продукции и сыров. В связи с продовольственными санкциями спрос на сыры вырос. Вслед за этим фермеры стали осваивать производство сыров. Есть хозяйства, которые изготавливают сыры не в промышленных объёмах, а маленькими партиями. Они становятся нашими партнёрами.
– Рассматриваете ли возможность создания собственной фермы?
– Нет, я считаю, наша задача – организовать канал сбыта. Мы рассматриваем другие пути развития: открытие офлайн-магазина, продажа франшизы в другие регионы.
Инга СЫСОЕВА