Самое выгодное – спред

На прошлой неделе минсельхоз Ростовской области организовал для журналистов поездку в Морозовск, на местный молзавод. Год назад предприятие с тяжёлой судьбой реанимировали, а в декабре запустили линию по производству творожной массы.

Из силовиков – в АПК

Читатели, может быть, вспомнят ядрёный майонез под маркой «ЛБК» – давно нет этого продукта на магазинных прилавках. Производили его здесь, в Морозовске, – до тех пор, пока ЗАО «ЛБК» не обанкротилось. Предприятие было продано ООО «Риф», потом перекуплено ООО «Сатурн», потом и «Сатурн» выставил имущество на торги.

– Производства как такового почти не было, молочный завод пришёл в полный упадок, – посвятил в предысторию глава Морозовского района Пётр Тришечкин. – В 2015 году инициативные предприниматели выкупили стены и запустили новое предприятие.

Бизнесмены, как выяснилось, люди не из фермерского сословия. Развивать переработку в Ростовскую область начали два ушедших в отставку силовика из Рязани.

– Нечаев Юрий Петрович, 1967 года рождения, получил высшее военно-академическое образование, – деловито представился генеральный директор ООО «Морозовское молоко». – С 1985 по 2002 год проходил службу в органах Министерства обороны, ФСБ, федеральном агентстве правительственной связи. После этого стал заниматься молочным бизнесом.

В послужном списке Нечаева уже есть два предприятия – «Соколовское молоко» и «Дядьково-молоко» в Рязанской области. Очередное производство для будущего холдинга Юрий Петрович решил организовать в Ростовской области.

Вторым учредителем выступил товарищ Нечаева Андрей Митрошин. Он, капитан запаса, тоже был далёк от сельского хозяйства. Уволившись из структур Минобороны, Андрей Александрович занимался мебельным бизнесом.

В общем, к февралю 2015 года друзья из Рязани решили «сложиться на маленький заводик».

Возрождение на спреде

– Предприятие выглядело очень печально, от него остались практически одни стены да пара бочек. Всё остальное мы покупали заново, – рассказал Юрий Нечаев во время экскурсии по заводу. – На сегодняшний день вложено, если считать транспорт, порядка 86 миллионов рублей. Новая линия по производству творожков обошлась в 12-15 миллионов.

Ежедневно морозовский завод принимает по 5-10 тонн молока. Закупают сырьё в ЗАО «им. Ленина» Цимлянского района. Плечо доставки получается большим – 98 километров. Ближе, признаётся Нечаев, качественного молока не найти.

– Собирать молоко по домам мы не можем – слишком маленькие объёмы, – говорит Юрий Петрович. – А у нас молоковоз рассчитан на 4,8 куба молока. Мы бы хотели сотрудничать с фермерами, но вы же слышали, что глава района говорит? Гранты получили 2-3 хозяйства по 50 голов. Что такое 50 голов? Это в среднем от 500 литров молока. Нам нужно в десять раз больше.

Прибывший на площадку молоковоз подключают к молокоприемному аппарату. Сырьё проверяется, проходит через весы, систему пастеризации и охлаждения, потом распределяется по цехам, где из него производят сливочное масло, творог, нормализованную смесь для сыра «Сулугуни». Путешествуя из цеха в цех, спрашиваем Юрия Петровича, как живётся молочной переработке и какой из всего перечня молочных продуктов самый рентабельный.

– В принципе, неплохую прибыль даёт пастеризованное молоко. Мы получаем его с базисной жирностью 4,2%, а в магазины идёт с жирностью 2,5% или 3,2%. На творожном продукте или сыре заработок очень небольшой. «Сулугуни» только в сырье стоит 240 рублей, а мы отдаём его в реализацию по 270 рублей. Для рентабельности разница должна быть хотя бы 20%, а у нас она около 10%. Самый же выгодный процесс производства – это изготовление спредов, комбинированного масла.

Слова Юрия Петровича подтверждают данные областного минсельхоза о деятельности предприятия. В 2015 году «Морозовское молоко» выпустило три тонны сыров, 13,6 тонн творога и творожных продуктов, 25 тонн сливочного масла и 896 тонн спредов.

– Спред – это продукт, в котором органично сочетаются и цена, и качество, – говорит Юрий Нечаев. – Мы делаем спред не из пальмы, а из комбинации растительных жиров, куда входят подсолнечное и рапсовое масло, соя. Сегодня спред ест вся Европа – там, наоборот, натуральное сливочное масло считается менее полезным из-за холестерина. Но в нашей стране отношение к спреду у людей всё ещё отрицательное – таков менталитет.

Надо отдать должное честности «Морозовского молока». На упаковке сливочного масла так и пишут – «Масло», а на его заменителе – «Спред».

– В спред мы не кладём никаких ароматизаторов, – говорит Нечаев. – Вкусовой добавкой является само молоко.

Творожок со «спецназом»...

Откровенное заявление Юрия Нечаева, что самый выгодный продукт – это спред, признаюсь, смутило. Позвони любому фермеру-переработчику в Ростовской области – положа руку на сердце, производители скажут, что используют только натуральный молочный жир. Даже добавление сухого молока зачастую считают делом неблагородным.

Впрочем, в этом случае мнение фермеров расходится с позицией надзорных органов. Если Роспотребнадзор и штрафует производителей, то не за использование растительных жиров вместо молочных, а за ложь на этикетке. Производить заменители молочного жира (ЗМЖ) и использовать их в пищевой промышленности не запрещено.

Крупные компании вроде «ЭФКО», «Солпро», «Союз» регулярно зарабатывают на том, что производят «жиры специального назначения» (именно так называется эта категория в каталогах фирм). В названиях ЗМЖ обычно присутствуют коды в зависимости от назначения: для производства крема, мороженого, сыра или обжаривания продуктов. 

Сайты этих компаний содержат научные статьи о пользе или, по крайней мере, отсутствии негативного влияния на здоровье человека. Потребителю объясняют, что советский маргарин, который изготавливали методом гидрогенизации, не сравним с современными заменителями, полученными путём безопасной «энзимной переэтерификации». Такое растительное масло не только не откладывается на стенках сосудов, но может даже растворять уже находящийся в организме холестерин.

...и натуральные перспективы

В Ростовской области надеются, что «Морозовское молоко» сможет быть прибыльным не только за счёт растительных масел. На это рассчитывают и сами учредители, уже подсчитывающие, во что им обойдётся строительство линий по производству сгущёного молока и мороженого.

– Ростовской области есть, куда развиваться, – говорит Юрий Нечаев. – В Белгород, Воронеж или Краснодар мы бы, конечно, не зашли, так всё занято. С другой стороны, в Волгоградской области с производством молока всё ещё хуже. Но мы надеемся, что через три года Дон войдёт в десятку лидеров по молоку.

Нечаев с Митрошиным признаются, что содержать молзавод – дорогое удовольствие. Окупятся уже вложенные средства лет через пять-семь, но на расширение производства нужны новые инвестиции.

– Мы бы хотели запустить ещё линию ультрапастеризованного молока, но на это потребуется 2,5-3 миллиона долларов. Подобный проект интересен, если приёмка молока будет от 40 тонн в сутки, – говорит гендиректор предприятия. – Если мы на это решимся, собирать молоко будем не только в Ростовской области, но и на Кубани.

Александра КОРЕНЕВА
Морозовский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин