Думали, кризис нас не коснётся
Надеясь только на себя, предприниматели из села Песчанокопского решают государственную задачу
Для детей Айшан и Левона Каканян село Песчанокопское стало родиной. Сами они появились на свет, по-теперешнему, в другой стране.
– Ещё подростками сюда приехали. Обоим по шестнадцать было. Привыкли, полюбили эти места. В Армению возвращаться не собирались, но в прошлом году съездили навестить родственников. Какой ужас нас там ждал, – рассказывают супруги. – В городе ещё более-менее нормально. А в селе, где детство прошло, просто страшно: всюду развалины, люди в нищете беспросветной.
Как можно жить без малейшей перспективы на будущее, предприниматели не представляют. Их бизнес хоть и трудно, но развивается поступательно. Дело, можно сказать, по династии пошло. Ещё в конце 1980-х отец Левона приехал в Ростовскую область на заработки. Обосновался в Песчанокопском, закупал скот, мясо возил в Сочи. После развала Союза забрал в Россию семью. Левон сразу же стал отцу помощником. Так и пошло. Сами понемногу держали скотину, но больше закупали у населения, в колхозах. Резали, отправляли свинину, говядину, баранину на ростовские рынки: Центральный, Северный, Нахичеванский.
Только, казалось, наладились связи, поразвалились колхозы-совхозы, потом пришла на юг африканская чума свиней. И Каканяны стали искать пути, чтоб идти дальше. Понимая, что техрегламент Таможенного союза о безопасности мясной продукции, введённый в феврале 2015 года, может подорвать их бизнес, решили подготовиться к новым требованиям заранее.
Когда-то в Песчанокопском была неплохая заготконтора. Да что неплохая – очень даже хорошая. На территории в три с лишним гектара хватало всяких построек: склады, гаражи, небольшая бойня, магазинчик, контора. Правда, когда пять лет назад предприниматели взяли базу в аренду, всё это великолепие представляло собой почти что развалины. Через два года за трёхмиллионный кредит выкупили заготконтору и начали вывозить мусор, огораживать участок, восстанавливать строения. В числе первых на старом месте возвели магазин. Сейчас «Мясная лавка» приносит скромный, но стабильный доход. Это на прожитьё семье. Вся маржа от мясного бизнеса уходит на обустройство бойни.
– Помещение было небольшое, мы его достроили, пристроили. Стены пришлось до кирпича обдирать, штукатурить, заново заливать бетоном полы. Вставили пластиковые окна, сколько хватило плитки, обложили стены внутри. Купили самое необходимое оборудование: электропилу, талку (подъёмник), крючки с колёсиками, два больших промышленных холодильника по 320 тысяч рублей каждый. Подержанные, но в отличном состоянии. Новый такой под два миллиона один стоит, – рассказывает Левон Жораевич. – Пока ручного труда много. Построим линию, механизируем, легче будет.
Он достаточно боен посмотрел. Знает, как должно выглядеть всё в идеале. Их бойня, признаёт, далека ещё от совершенства. Но задумана она по всем правилам. Есть залы для убоя свиней и КРС, душевые для работников и кабинет для ветеринарного врача, помещения для охлаждения туш. Возле бойни устроены базы для передержки скота.
– По ветеринарным стандартам сразу бить нельзя. Животные должны отдохнуть после перевозки не менее суток. Перед забоем обязательно осматриваем, измеряем температуру, – объясняет уже Айшан Туфуни.
Она, кстати, и есть глава предприятия. Но кто кому начальник, так сразу и не поймёшь. Одно слово – семейный бизнес, к которому приобщился уже и старший сын. Пока работает только физически, но скоро на его плечи ляжет финансовая отчётность – не зря же учится заочно в вузе на экономиста.
– Дочь замуж вышла, уехала к мужу в Берлин. Но может, сюда переедут со временем, – рассуждает мама и с полной уверенностью поясняет, почему: – У нас тут лучше.
Однако ни одному из детей родители выбор не навязывают. Пусть сами решают, кем быть, говорят. С уважением относятся к мечте двенадцатилетнего младшенького стать военным. И лишь надеются, что подрастёт – передумает, вольётся в семейное дело. Не зря же они затевают его с перспективой.
– Мощность бойни позволит разделывать за сутки до ста свиней и порядка 30-40 туш КРС, – поясняет Левон Каканян, проводя экскурсию по бойне. – В прошлом году быстро шла работа, и видно было, что сделано. Кризис помешал. Мы-то думали, ну что нам этот кризис, на нас он как может повлиять? Оказалось, на всех действует. Покупательная способность населения заметно снизилась. Люди стали меньше мяса позволять себе. Так что в этом году только что выживаем – стараемся держаться на плаву.
С теми же закупками скота: по-хоро-шему нужно иметь хотя бы два миллиона свободных денег, чтоб в любой момент можно было рассчитаться с поставщиками, вводил в специфику бизнеса хозяин. Таких сумм нет. Налоги, кредиты. Их приходится брать под немалый процент – 24-24,5. Никаких субсидий Каканяны не получают, не попали ни в какую программу, хоть и выполняют по сути государственную задачу. Надеяться привыкли только на себя. Ну, ещё честное имя работает на них.
– Некоторые животноводы отдают скот под реализацию. Меня хорошо знают и в нашем районе, и в приграничных сёлах Ставрополья, знают, что за двадцать лет никого не кинул ни разу, никого не обдурил. Некоторые партнёры постоянные, только с нами и хотят иметь дело. И в Ростове тоже на рынках нас ждут, уверенные, что никогда плохой товар не поставим. Больных животных мы не закупаем.
Чтоб перевозить скот и мясо, приобрели Каканяны специальный транспорт. Финансы не позволяют обзавестись всем необходимым сразу, но планы-то строить можно. Песчанокопские предприниматели и думают «на вырост». Среди ближайших дел – привести в порядок овощехранилище, оборудовать его холодильными камерами, конвейерами, закупать у местного населения фрукты, овощи, картофель, а потом отдавать товар рыночным торговцам. И в своём фирменном магазине беспрерывно расширяют ассортимент товаров и перечень услуг. Постоянные покупатели охотно разбирают заготовки для шашлыка, заходят за фаршем, который крутят при них из всегда свежего мяса, интересуются новинкой – хлебом на тандыре. Айшан сама стоит за прилавком. Так что изучает спрос ежедневно. Потому от идеи до воплощения времени проходит немного. А что основное производство растянулось, так тоже не беда. Всё успеется. Главное не останавливаться, хоть мелкими шажками, но идти вперёд. Семейный бизнес – он ведь строится поколениями.
Людмила ВОРОБЬЁВА
с. Песчанокопское,
Ростовская обл.