Михаил Бушнов: Люблю ростовского зрителя
К нему подходят совершенно незнакомые люди: «Простите, вы - Бушнов? Я видел вас в «Царе Фёдоре», десять лет назад вы мне всю душу перевернули!», «Ваш Тевье-молочник заставил меня, мужика, слезу пустить!», «Не могу забыть, как вы сыграли ...»
Знаменитый артист прост в общении и на ростовской набережной среди рыбаков с удочкой в руках смотрится совершенно естественно.
Михаил Ильич Бушнов родился в Ростове-на-Дону 85 лет назад и прожил в родном городе всю жизнь. Отлучился только на Великую Отечественную войну, которую прошел сержантом от звонка до звонка, и потом на учёбу в Москве в театральном училище. 21 октября Ростовский академический театр драмы им. Горького торжественно отметил юбилей единственного в южном регионе народного артиста СССР. Давали спектакль по пьесе Франсуазы Саган «Загнанная лошадь». Не в укор юным - Бушнов на сцене был самым лучшим, самым чутким актёром. Как только появлялся юбиляр, сразу становилось интересно.
- Мы любим людей, которым что-то даём, - говорит Михаил Ильич. - Точно так же мы любим роли, которым отдали часть своей души... Работая над ролью, словно разрушаю стену, проникаю к тому сокровенному, что несёт в себе образ... Если я ухожу в отпуск, начав работать над ролью, я не могу от неё отключиться. Я трудоголик, и это часто мешает мне просто полежать, отдохнуть, почитать.
В 90-х Бушнов как будто задался целью доказать себе и зрителю, что он может всё. Сыграв Глостера в «Короле Лире» и по-своему не менее трагического Тевье в «Скрипаче на крыше», он удивил театральный Ростов неожиданным в «Маленьких трагедиях». Пришло признание: народный артист России, потом - СССР. Почётный гражданин города, человек года. И при всем при этом, как сказал поэт: «Он награждён каким-то вечным детством» - всё так же удивляется жизни и, как мальчишка, хочет играть, играть, играть...
Он не претворяется молодым, он молодым себя ощущает: таким родился...
- Читая книгу или любуясь картиной, я прежде всего спрашиваю себя: что я могу взять отсюда? Я собираю мёд со всех цветов. Главное, не отравить свою душу равнодушием и цинизмом...
Михаил Бушнов про ростовского зрителя...
- Мне доводилось слышать мнение, будто ростовский зритель любит только что попроще и посмешнее. Конечно, всякие люди сидят в зале, но в массе своей ростовская аудитория очень хорошая. Её не проведёшь на театральной мякине, она не прощает халтуры, но когда видит, что актёр хочет распахнуть душу, - сочувственно откликается, готовая помочь «этому парню на сцене».
Наш зритель похож скорее на умного, восприимчивого, доверчивого, умеющего быть благодарным ребёнка. Он способен, затаив дыхание, следить, когда ты - хоть три минуты! - держишь паузу.
Люблю ростовского зрителя! Люблю смотреть, как ростовчане отмечают праздники...
Про уличное детство
- С ростовской шпаной я познакомился рано. Был обычным уличным пацаном - футбол, чилика, гайданы... С той поры я подружился с Вовой Гречко, мы жили на одной улице (В.Г. Гречко - герой-разведчик, участник Парада Победы. - Ред. ). Я был бардом, так сказать, одной шайки. Пел им под гитару. Мой репертуар был - десятка два душещипательных песен... Конкурирующая шпана, из зависти, однажды заперла меня в подвале...
Карманников я угадываю с первого взгляда: глаза сосредоточенные, всё внимание на том, что у пассажира в руках. Были случаи, когда в самый ответственный момент я жуликам всё портил. Толкнёшь его вроде случайно: какая, мол, следующая остановка?
вот несколько лет назад мне пришлось погрузиться в криминальную атмосферу на съёмках сериала «Ростов-папа». Я играл старого мудрого еврея. Мне было интересно работать с режиссёром Кириллом Серебренниковым, нравилась атмосфера съёмок - эдакий творческий бардак...
Про свой город
- Я видел сотни городов, в том числе и очень красивых. Но только один раз сказал себе: «Если бы не Ростов, вот здесь, пожалуй, я мог бы жить». Слишком велик город - плохо, слишком мал - тоже плохо. А Ростов и большой, и ...семейный, что ли.
Все обращают внимание на красоту наших девушек. А сколько у нас красивых ребят?! А как по-своему красивы пожилые люди. Хочется, чтобы город был изящным - под стать горожанам. Они имеют право на красоту.
А вообще-то на прогулки по любимым местам у меня времени, увы, нет: театр-дом, дом-театр. После спектакля пройдусь иногда по Большой Садовой. Странно, в мою молодость на Садовой и в одиннадцать вечера кипела жизнь, гремел оркестр в гостинице «Московской», а сейчас после девяти, кажется, всё замирает. Ко Дню города главная улица заиграла, стали видны чудесные архитектурные детали. Одно удовольствие шагать по плиточному тротуару. А рядом, иногда буквально за углом - ужас: обшарпанные фасады, веет разрухой, запустением... Так хочется верить, что вскоре всё изменится!