Однажды сорок лет спустя
Тринадцать пятидесятилетних юбилеев плюс день рождения первой учительницы отметили одноклассники из села Чалтырь за один вечер
Они искали общий язык сорок с лишним лет назад. А когда нашли - больше не расставались. Так и дружат до сих пор - чалтырьская учительница на пенсии Нина Ивановна Исаева и её повзрослевшие ученики.
Трудности перевода
Сейчас они все смеются, вспоминая, как растерялась Нина Ивановна, выяснив, что почти никто из её первоклашек ни слова не понимает по-русски: ведь население Чалтыря - сплошь армяне. А тогда, в 1965-м, она даже собиралась отказаться от первого класса. Хачатур Фёдорович, директор, уговорил Нину Ивановну всё же попробовать преодолеть "языковой барьер" - за что она ему до сих пор благодарна.
Помощь пришла от девочки с двумя белыми бантиками:
- Людочка, одна из немногих, ходила в детский садик - там детей учили русскому. Она у меня взялась быть переводчицей, - вспоминает Нина Ивановна. - Я объясняю, а она за мной повторяет по-армянски. И в конце обязательно спрашивает: "Поняли?" А вслед за Людочкой появилось ещё несколько переводчиков - детей из смешанных русско-армянских семей.
В результате класс заговорил по-русски, а Нина Ивановна освоила начала армянского.
- В десятом классе мы с подружкой поступили на подкурсы в институт, - рассказывает одна из одноклассниц. - Дали нам диктант для проверки грамотности. На всю группу - две армянские фамилии. И две четвёрки - у нас же. А у остальных - двойки. Вот как нас Нина Ивановна выучила!
- Меня иногда знакомые спрашивают: "Вот вы среди армян живёте - не обижают они вас?" Да почему же они меня должны обижать! - Нина Ивановна явно возмущена непонятливостью соотечественников.
Тарас Бульба - герой Советского Союза
Друг с другом по армянски, с любимой учительницей - по-русски: застольный разговор становится всё веселей. Как минимум половина десятого "Б" выпуска 1975 года собралась в чалтырском кафе "Гермес". День - 16 октября - выбрали не случайно: сегодня Нине Ивановне исполнился 81 год. А ещё - незадолго до этого, в сентябре, "замкнулся круг": самому младшему из одноклассников стукнул полтинник. Так что можно отметить все юбилеи разом.
"Людочка", "Танечка", "Ашотик", "Хачатурчик"... Только так Нина Ивановна называет своих учеников. И неважно, что у всех взрослые дети, а у многих уже есть внуки. Что "Хачатурчик" - Хачатур Поркшеян - председатель более чем успешного СПК "Колхоз имени Шаумяна", признанный в Ростовской области "Человеком года"-2004 в номинации "Аграрий" ("Он и в классе был старостой", - вспоминают соученики.) Да и остальные - не последние люди в Чалтыре, Ростове и окрестных сёлах.
Но сейчас они буквально покатываются, вспоминая, как их одноклассник (он сегодня не смог прийти, к сожалению) скатал у старшего брата сочинение. Ему, правда, нужно было писать про Тараса Бульбу, а у брата было про настоящего человека Мересьева, но он не растерялся и заменил имена и фамилии.
- Представляете, что получилось? "Герой Советского Союза Тарас Бульба"!
Ни один человек из этого класса не пошёл по дурной дорожке - не спился, не пропал.
- Были замечательные дети, выросли замечательные взрослые, - говорит Нина Ивановна.
Любовь и разбитые коленки
Большинство присутствующих не запомнили своего первого школьного дня: слишком малы были. Нина Ивановна помнит первую встречу чуть ли не с каждым учеником:
- У них такие глазёнки были печальные. Первый день в школе - страшно же! Вот входит учительница - а вдруг она будет злая? Но не все боялись. Помню, стоит светленький мальчик с огромным букетом гладиолусов и просто не знает куда себя деть - то в одну сторону повернётся, то в другую. Я читаю по списку: "Экизян Эдик". Он подходит, вручает мне букет. Спрашиваю: "Ну что ты так нервничал?" А он отвечает: "Очень к вам хотел!"
Она убеждена: первый учитель - это совершенно отдельная, особая профессия,:
- Иногда бывало так: стоишь вместе с коллегами в школьном коридоре, а мимо пробегает кто-то из моих детей: "Здрасьте, Нина Ивановна!". Коллеги обижаются: почему с ними не поздоровались? А говорю: "Дорогие мои! Вы просто учителя, а я им - мама".
С чего чаще всего начинается любовь учительницы и учеников? С разбитых коленок, уверяет Нина Ивановна:
- Сижу, готовлюсь к уроку. Вдруг появляется делегация - ведут пострадавшего. А у меня в шкафу всегда были бинт, вата, йод. Перевяжешь его, приголубишь, вытрешь слёзы... Долго ещё они ко мне потом бегали. У них уже и классный руководитель другой, а чуть что - ко мне.
Случайно или нет, но многие из учеников (точнее - учениц) Нины Ивановны пошли в медицину. И теперь уже "Эммочка", работающая в соседнем селе врачом-терапевтом, уговаривает учительницу:
- Нина Ивановна, если вдруг что - сразу звоните мне. Я мигом приеду!