Клиент, который слишком много знал

Заведующая аптеки – о воинствующих невеждах

Помните в «Двенадцати стульях» слесаря-интеллигента Полесова? Типаж излишне активного человека, не обременённого образованием, встречается и в наши дни. Такие люди в курсе всего: как ловить рыбу на червя, приучать ребёнка к горшку, высаживать семена редиса и штукатурить стены. И конечно, они точно знают, как лечить геморрой, мигрень и тысячи других болезней. Но бурная деятельность полесовых часто заканчивается печально.

Непрошеный советчик

Однажды мне довелось столкнуться с таким клиентом. Нашего персонажа было слышно за версту: ещё перед входом в аптеку он громогласно поучал случайно встреченную знакомую, что нужно пить при подагре (послеродовой горячке, артрите коленного сустава и так далее).

Мой клиент был настолько напичкан обрывками рек­ламных роликов, газетных публикаций и историй болезни, что хранить их в себе считал кощунством. Мир должен был услышать слово правды и воспылать чувством благодарности к тому, кто не побоялся это слово произнести. Ведь доктора – народ ненадёжный, они мало знают и почти ничего не умеют. А провизоры и того хуже... Так, кассиры...
Покупатели, которым «посчастливилось» лицезреть эпатажного клиента, делились на две категории. Первая, устойчивая, полностью игнорировала странного мужчину. Однако, признаться, здравомыслящая публика, способная абстрагироваться и пропустить мимо ушей навязчивую информацию, оказывалась в меньшинстве. А число тех, кто поддавался магическому звучанию исковерканных медицинских терминов из уст «собрата по анамнезу», было, к сожалению, велико.

Не разговаривайте с неизвестными... о болезнях!

Потенциальных жертв «всезнаек» разглядеть нетрудно. Они с готовностью прислушиваются к провизору, простодушно заглядывая ему в глаза. И с такой же охотой они переключат своё внимание на человека по другую сторону стойки, который вдруг заявляет, что аптекарь ошибается. Нелепость этой картины состоит в том, что в аптеке разгорается нечто напоминающее консультацию, где в роли главного знатока выступает совершенно случайный человек.

Доморощенный «специалист» от медицины так и сыплет советами, как взять и всё вылечить. Глупость этих заявлений целиком соответствует их размаху. Доверчивые жертвы, поражённые неожиданным объёмом обрывочных сведений и напором вещающего, резко меняют своё неустойчивое мнение.

Ошалевший от этого безобразия провизор поначалу пытается перехватить инициативу, но вскоре понимает, что перевес не на его стороне. И оставляет жертву на милость победителя, сокрушённо покачивая головой.

На моих глазах происходили ситуации, когда поддавшийся натиску «лектора» клиент растерянно прятал в карман рецепт с корректным назначением врача и совершал бессмысленную покупку. Причём попытки моих коллег внести ясность обычно заканчивались провалом.

Ни себе, ни людям

Персонаж из «Двенадцати стульев» вроде бы абсолютно безвреден. Он не желает никому зла, а, напротив, печётся исключительно о благе. Но выходит-то наоборот! Современные полесовы ничем не отличаются от героя Ильфа и Петрова. Их «медицинская подготовка» – бомба с часовым механизмом, и время срабатывания не знает никто.
То, что они травят себя, – ещё полбеды, но полесовы – это и потенциальная угроза для окружающих. Люди, доверчиво внимающие советам полуграмотных «слесарей-интеллигентов», ставят на карту своё здоровье, а порой даже и жизнь.

В моей практике был случай, когда клиент, который жаловался на боли в желудке и уже собирался к гастроэнтерологу, вдруг передумал идти в поликлинику. «Разве там врачи? Коновалы, залечат! Мне вот знакомый посоветовал. Он уже многим помог», – делился он с провизорами, покупая траву зверобоя и «Омепразол». Клиент постепенно худел, бледнел и приходил за «Омепразолом» всё чаще.
А спустя шесть месяцев такой «интенсивной терапии» в больницу всё же пришлось обратиться. Только дойти своим ходом туда мужчина уже не мог – понадобилась неотложка. Тогда был поставлен запоздалый диагноз, который прозвучал как приговор. «Врачи-коновалы» развели руками и спросили, где же их пациент был полгода назад, когда болезнь ещё можно было победить?
Почему лекарства «не лечат»

Особая опасность деятельности полесовых заключается в том, что в российских аптеках можно купить без рецепта чересчур много лекарств. Антибиотики, гормональные, кардиологические 
сильнодействующие препараты – все эти химичес­кие «тяжеловесы» доступны любому желающему.

Бесконтрольный приём антибиотиков способен не только запустить первоначальную болезнь. Благодаря антибактериальному лечению «по советам друзей» вырастают целые гвардии разнокалиберных устойчивых бактерий, с которыми под силу справиться только препаратам резерва. А когда в ход идут лекарства «от давления» или «от сердца», то эффект предсказать трудно даже специалисту.
Но и самые безопасные безрецептурные средства могут причинить вред. Например, чрезмерное увлечение ферментами лишает возможности работать поджелудочную железу, а излишняя привязанность к витаминам запросто приводит к гипервитаминозу. Рецепт же гармоничных отношений между лекарствами и организмом прост, как всё гениальное. Его должен написать врач, а прочитать и выдать по нему медикаменты – провизор. И если в этой схеме не появится третий лишний, то лекарства будут лечить, а не калечить!

Марина ПОЗДЕЕВА

Чем отличается провизор от фармацевта? Кто такой первостольник?

Деятельность фармацевта, также как и провизора, начинается с работы за «первым столом» – с такого небольшого окошка-прилавка в торговом зале, куда обращаются посетители для покупки того или иного лекарства (отсюда и пошло название «первостольник»).

В европейских странах принято, что «провизор» является помощником фармацевта, лаборанта фармацевтического производства, а «фармацевт» – это специалист, имею­щий высшее образование, а также магистерскую степень.

В России же всё наоборот: отличие провизора от фармацевта в том, что провизор – специалист высшей категории, это выпускники академий и вузов, а фармацевт имеет среднее специальное образование (фармацевтические училища и колледжи).

Провизор, в отличие от фармацевта, может работать как аналитиком, так и технологом, а самое главное в том, что он может стать заведующим аптеки и при этом является полноценной заменой фармацевта.
В недалёком прошлом работники со средним фармацевтическим образованием могли продавать лекарства и готовить их по рецепту врача, в наше время всё кардинально поменялось, развитие аптечных сетей и нехватка кадров привели к смешиванию должностей и обязанностей. Бывает даже так, что специалист со средним специальным образованием, работая несколько лет в аптеке, становится её директором.

Сравнительно недавно вышел новый приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 808Н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», который гласит, что фармацевт проработавший не менее пяти лет в аптеке, имеет полное право на должность заведующего аптекой.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Аптечка