Велосипедисты в Ростове: на дорожках и где придется

Постоянно увеличивающееся сообщество ростовских велосипедистов в теории должно непосредственно влиять на количество и качество велосипедных дорожек и велопарковок на территории города. На практике это не всегда так.

Ростов-на-Дону – растущий город-миллионик. Широкие проспекты, оживленные улицы, площади – в большом городе, где велосипедисты являются важными участниками дорожного движения, на данный момент всего около 7,2 км велодорожек. Число велолюбителей постоянно увеличивается. Об этом свидетельствует количество точек проката, каждый год открывающихся в новых местах, участие велосипедистов в городских мероприятиях, приуроченных к праздничным дням, и появление сообществ велолюбителей – районных, городских и областных, собирающихся в «группы по интересам».

Так, например, в Ростове-на-Дону существует локальное велодвижение в жилом комплексе «Суворовский» – заинтересованные прогулками на велосипеде жильцы этого комплекса пару раз в месяц собираются компанией и отправляются на совместную прогулку по городу и за его пределы. Принять участие в такой прогулке может каждый желающий, в том числе и не проживающий в этом комплексе – достаточно изъявить свое желание в соответствующей группе «ВКонтакте».

Говоря о более крупных ростовских велосипедных объединениях, следует обратить внимание на такое явление, как велоквест. Велоквест – это, своего рода игра, соревнование, где определенное число участников регистрируется как команда, после чего в назначенное время начинается непосредственно сам квест. Суть соревнования заключается в том, что командам в режиме online выдаются задания по передвижению к определенным точкам города, где участникам необходимо обнаружить специальный код, вбить его в графу на сайте и получить доступ к следующему уровню. Победителем становится та команда, которая первой пройдет все уровни. Такие квесты регулярно проводятся на территории города с перерывом в одну-две недели, организатором выступает сеть точек велопроката «City Bike в Ростове-на-Дону».

Велообъединения, кроме развлечения и досуга, также принимают участие в проведении городских мероприятий. Так, в Ростове-на-Дону в День России был организован велопробег в формате флешмоба. Он начался с Театральной площади с движением по улице Большой Садовой к автовокзалу и обратно, по улице Максима Горького к проспекту Чехова. По окончании флешмоба, на Театральной площади более чем 300 человек, в числе которых и велосипедисты, выстроились живой цепочкой в слово «Россия». Это все происходило в рамках акции «Мы – граждане России!», организованной отделом по делам молодежи администрации города.

Какова ситуация с развитием велосипедной дорожной структуры в Ростове-на-Дону на фоне активного использования горожанами велосипеда как средства передвижения и способа развлечения?

В августе 2014 года в городе стартовал проект «I bike RND» (он же «Велосипедизация Ростова»). Инициаторами этого проекта выступили департамент автомобильных дорог и организации движения совместно с «Прокатом в Ростове» и платформой городских инициатив «Urban Factory». Цель проекта – улучшить ситуацию с дорогами в городе, начиная с велосипедных дорожек и заканчивая удобством для пешеходов и автомобилистов.

Михаил Векленко, один из основателей «Urban Factory», в начале 2015 года комментировал проект и его развитие следующим образом: «Мы собрали GPS-треки, по которым ездят велосипедисты. Затем был проведён анализ данных, составлена предварительная карта велосипедных маршрутов Ростова. Она крайне необходима для того, чтобы более комфортно и с удовольствием пользоваться городом на велосипеде (выезжать на прогулки, ездить по делам и на учёбу на велосипедах). Осенью на фестивале городской среды состоялся круглый стол, на котором нам удалось совместить желания велолюбителей и возможности местной администрации».

Такое совмещение желаемого и возможного предполагает постепенное развитие велосипедной структуры в Ростове. Одним из первых шагов проекта являлось открытие велодорожки по улице Социалистической на участке от Соколова до Театрального. Зимой границы велодорожки были обозначены специальной разметкой, планировалось, что весной этого года дорожка будет отделена от проезжей части делиниаторами – специальными дорожными бордюрами, установленными для того, чтобы автомобилисты не парковали машины на велодорожке. На данный момент велодорожка есть, но ввиду отсутствия ограждений, она занята припаркованными автомобилями и, в результате этого, не функциональна.

Нарек Тамразян, ведущий специалист отдела организации дорожного движения городского департамента автомобильных дорог отмечал, что организация территории для велодорожек в городе происходит путем выделения полосы на существующем тротуаре и устройства обособленной дорожки на газонной части. По его же словам, что касается велодорожки по улице Социалистической, здесь впервые дорожка выделялась за счет проезжей части путем упорядочивания парковки. Как видно сейчас, никакого упорядочивания пока не произошло, как и возможности полноценно пользоваться имеющейся велодорожкой.

Кроме инициативы самих велосипедистов, представленных общественными организациями, при поддержке городского департамента автомобильных дорог, обустройством велодорожек в городе, вроде как заинтересованы и сами власти. В рамках программы улучшения облика Ростова-на-Дону к дате проведения в городе в 2018 году Чемпионата Мира по футболу, глава администрации Сергей Горбань поручил включить в программу реконструкции Левобережной улицы и улицы Чемордачка создание велодорожек и пешеходных зон. Помимо этого, Алексей Полянский, главный архитектор Ростовской области, предложил следующую инициативу: организовать вдоль реки Темерник рекреационную зону со всеми удобствами и велодорожками. Общая протяженность реки составляет 35 км, 18 из которых проходят непосредственно через Ростов-на-Дону. Полянский отметил, что об уровне города говорит количество велосипедистов и условия, которые созданы для их комфортного передвижения. Проект пока находится в разработке и неизвестно, к какой дате ждать начала и конца его реализации.

В настоящее время в городе числятся велодорожки на Коммунистическом проспекте, на улице Пушкинской от Кировского до Театрального проспекта, на улице Социалистической и дорожка по проспектам Комарова и Космонавтов. Кроме этого, кое-где в городе встречаются разрозненные участки улиц небольшой протяженности с отметками велодорожки или специальными установленными знаками. В последние два года город в ответ на инициативу и рост числа велосипедистов стал проявлять ответные действия: создаются проекты и планы, принимаются решения, происходит некоторое сотрудничество. Ростовская велоинфраструктура постепенно развивается. Велодорожки в городе есть, но они не связаны между собой, не представляют единую дорожную сеть, удобную как для велосипедистов, так и для всех остальных участников дорожного движения.

Виктория ОБЕРМАН

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Благоустройство