Под прессом пастбищной нагрузки

Степям юго-восточных районов Ростовской области грозит опустынивание

25 июня в заповеднике «Ростовский» прошёл научно-технический совет. Повестка дня не совсем обычная. Кроме собственно заповедных проб­лем: утверждения текста главного итога работы за год, очередного тома «Летописи природы», отчёта по договорной научно-исследовательской работе группы специалистов Южного научного центра РАН, проблемам расширения заповедной территории – обсуждалось состояние пастбищных угодий в охранной зоне заповедника и пути его оптимизации.

За этой несколько казённой формулировкой – важнейшая проблема состояния природного комплекса обширной территории, используемой для выпаса сельскохозяйственных животных. Степи юго-востока Ростовской области традиционно используются как арена пастбищного животноводства. Используются давно – более 5 тысяч лет! 

Все этносы, населявшие этот засушливый регион с древнейших времён до начала ХХ века, вели кочевое пастбищное хозяйство. Вели с разным успехом. Были периоды благополучия, когда стада приумножались на богатых кормом пастбищах, и периоды невзгод, когда природа словно сердилась на людей: источники прес­ной воды иссякали, реки мелели и пересыхали, скудная степная трава выбивалась копытами голодных стад, а ветер поднимал клубы пыли с иссохших пастбищ.

Сегодня описанная картина квалифицируется специалистами как экологический кризис. Можно сказать, что история пастбищного животноводства в засушливых степях есть история периодически повторявшихся экологических кризисов, связанных с перевыпасом.

Кроме высокой нагрузки на пастбища большое значение имеют циклические изменения климата. Климатологи установили, что периоды многолетней засухи чередуются с более благоприятными десятилетиями примерно через 30-50 лет. Во время периода увлажнения реки полноводны, пруды наполнены, травостои высокие. Продуктивность пастбищ позволяет животноводам быстро наращивать поголовье животных. И стада растут. Растёт и прибыль их владельцев.

Но когда климатический цикл переходит в засушливую фазу, ситуация быстро меняется. Владельцы стад продолжают наращивать поголовье, а продуктивность пастбищ падает. Иссушенная почва разбивается копытами многочисленных животных. В результате возникает явление экологического резонанса – многократное усиление неблагоприятных природных факторов хозяйственной деятельностью человека. Результат этого – разрушение наиболее уязвимых составляющих степных экосистем: животного населения, растительного и поч­венного покрова. Для людей это означает потерю продуктивности пастбищ и невозможность ведения животноводства.

История знает немало примеров таких кризисов. Пыльные бури, исчезновение источников пресной воды не раз заставляли жителей сухих степей сниматься с насиженных мест и переселяться в более благоприятные районы. При кочевом образе жизни это более привычно, чем при оседлом. Но в том случае, когда экологичес­кий кризис охватывал большие пространства, даже кочевникам приходилось менять веками установленные маршруты кочевий.

Многие историки считают, что именно экологические причины вынуждали орды кочевых народов время от времени двигаться в западном направлении – в Европу, производя разрушения и неся смерть многим оседлым народам. Кризис проходил, степи через десятилетия вновь покрывались зелёной травяной растительностью, и свирепые завоеватели возвращались к привычным кочевым орбитам. До следующего экологического кризиса.

Но это – картины далёкого прошлого. Последний раз сухие степи Прикаспия и Манычской долины испытали подобное явление в 70-е годы прошлого века. Советская власть заставляла скотоводов неуклонно наращивать поголовье, не сообразуясь с возможностями и ёмкостью пастбищных угодий.

Результаты были катастрофическими. Вот как описывали ситуацию в Калмыкии академики Н.Н. Моисеев и В.Е. Соколов: «Бывший скотный двор России сегодня представляет собой достаточно жалкое его подобие. Калмыкия – это яркий пример, где деградация земель вызвана большей частью политикой правительственных чиновников, которая, как теперь стало видно по результатам, проводилась при полном непонимании и игнорировании действия пастбищных экосистем». 1 августа 1993 года президент Республики Калмыкия К.М. Илюмжинов ввёл чрезвычайное экологическое положение. Опустынивание охватило и юго-восточные районы Ростовской области: Заветинский, Ремонтненский, Зимовниковский, Орловский.

По сути дела, в то время аридный климатический цикл уже сменился более благоприятным периодом увлажнения. Но пресс пастбищной нагрузки продолжал поддерживать процессы опустынивания. Пастбищное животноводство пришло в упадок. При отсутствии скота травяные экосистемы быстро восстановили продуктивность.

В настоящее время наши степи переживают очередной засушливый климатический период. Жители юго-восточных районов видят, как год от года высыхают некогда полновод­ные пруды и степные природные водотоки. Наблюдения зоологов показывают, что стаи водоплавающих птиц меняют места пролётных концентраций и маршруты перелётов. Климатологи предрекают, что наступивший засушливый цикл будет более жестоким, чем преды­­дущий.

В таких природных условиях животноводам важно правильно реагировать на изменения в пастбищных экосистемах. Кочевое скотоводство полностью ушло в прошлое. Единственным инструментом регулирования состояния пастбищ сегодня остаются соблюдение норм выпаса на единицу пастбищной площади и строгое соблюдение сроков пастьбы.

Именно это и не соблюдается многими арендаторами и владельцами пастбищ. По данным, собранным сотрудниками отдела охраны заповедника, некоторые животноводы ведут хозяйство, вообще не имея в аренде пастбищных угодий. Другие игнорируют установленные нормы нагрузки, превышая их в 3-6 раз. Не лучше обстоит дело и с соблюдением сроков пастьбы. Известно, что выпас ранней весной, по мокрой почве наносит большой вред почвенному слою. Копыта животных глубоко вязнут в размокшей почве, оставляя изуродованные пастбища. 

Всё сказанное – не новость. Правительством Ростовской области приняты законодательные акты, устанавливающие нормы и сроки пастбищной нагрузки в разных природно-климатических зонах. Период стойлового содержания составляет для Орловского и Ремонтненского районов пять месяцев. Нагрузка скота на пастбища не должна превышать одну условную голову на 5 га.

На заседание научно-технического совета (НТС) были приглашены животноводы, на чьих землях превышение установленных норм особенно значительно. К сожалению, ни один из них не откликнулся на приглашение. Решением НТС администрации заповедника предложено установить жёсткий контроль за соблюдением норм и сроков выпаса в охранной зоне заповедника. Эта зона создана с целью смягчения действия хозяйства людей на природные комплексы заповедных участков. Фактически, нормы и сроки выпаса должны соблюдаться на всех пастбищах, независимо от наличия природоохранного статуса. Но реальность такова, что установленные нормы игнорируются, уполномоченные надзорные органы смотрят на нарушения сквозь пальцы. 

Животноводам, ведущим хозяйство в охранной зоне заповедника, отведён срок до 1 ноября текущего года, в который необходимо привести поголовье в соответствие с установленными законом нормами. К нарушителям будут применены штрафные санкции, установленные законодательством.

Александр ЛИПКОВИЧ, 
заместитель директора ГПБЗ «Ростовский» по научной работе
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин