Сон театра в июльскую ночь

Две последних ночи театрального сезона были совсем не обычными: Ростовский академический молодёжный театр провел ночные спектакли под названием "Ночь в театре". В честь 85-летия театра гостям показали то, что обычно недоступен зрителю: при приглушенном свете участников провели через сцены, кулисы, гримерки и подвалы театра, рассказали его историю и тайны и, самое главное, дали прикоснуться к чудесам того, что является театром.

Представление «Ночь в театре» было назначено на 23 часа. Обычно спектакли не начинаются так поздно — видимо, поэтому зрители собираются у входа заранее, но не решаются войти.

Двери приветливо открываются, и квартет в фойе начинает играть для нас «Sous Le Ciel De Paris» (французский хит 1950-х) на джазовый манер. Музыкант за синтезатором раскачивается в такт, уйдя с головой в звуки мелодии. Многие пришли сюда парами, и девушки явно не прочь потанцевать под романтический мотив в ожидании начала представления. «Одинокие» тоже не теряют время: стайка юных леди фотографируют друг друга бесконечным количеством дублей.

Ровно в 23 часа из-за занавеса в фойе выскакивает дуэт Мальвины и Арлекино.

– Вы увидите театр ночью! Вы знаете, театр ночью живет? Живет и видит сны! – приглашают они нас внутрь театра.

– Много ли вы знаете об этом театре? Я вам расскажу! – сообщает клоун, когда мы уже сидим на Большой сцене. Несмотря на грустный грим, он с юмором рассказывает историю создания театра и его особенности - например, про то, что в дырки под потолком вставлены амфоры (прямо как в Древней Греции!), позволяющие улучшить акустику зала. Но главное, сообщает он загадочным шёпотом, не это: все же театр – живое существо, и мы можем посмотреть, какие сны он видит ночью.

Ещё секунда – и на сцене зажигаются софиты. Вот мы и видим воочию эти «сны»: предметы сами двигаются по сцене. Сначала проезжает коляска, потом катятся разноцветные шары... Дым, мыльные пузыри, подсвеченные софитами, легкая скрипичная музыка... Эти абстракции и есть "сны" театра.

- Ах, хотелось бы видеть такие же сны, – вздыхает клоун, - а теперь пойдем дальше, нам предстоит еще много чего интересного!

Мы идём по круговому коридору, потом по узкой деревянной лестнице – в сырой подвал, совсем как в фильмах ужасов. В подвале темно и даже немного холодно из-за сырости, но при этом совсем не страшно — всё-таки нас много.

– Знаете, в подвалах театра есть много тайн. Вот, слышите голоса? – щекочет нервы клоун.

Все замолкают и вслушиваются; слышны только какие-то отголоски разговоров за парой-тройкой стен театра.

- Как думаете, кто это?

- Это охрана наверху – безапелляционно заявляет девочка лет десяти. Все смеются.

- Ну да, это, можно сказать, охрана, потому что это – духи театра, охраняющие сам театр, – выкрутился клоун. – Пройдемте, сами все увидите!

Толпа в темпе идёт за клоуном по отсыревшим доскам и толстым проводам – наверняка все оставили в таком виде, чтобы добавить шарма в подвальные коридоры. По пути проводник напоминает, что здесь уже 20 лет проходит постановка «Гамлета», во время которой зрители также спускаются в подвал. Кое-что из этой истории увидим и мы.

Из просторного зала-подвала впереди раздаются звуки лопат, копающих о землю. Это два могильщика из «Гамлета» роют могилу. Для правдоподобности у могилки на кучке земли примостился череп.

Мы рассаживаемся на этом импровизированном кладбище, а могильщики заводят диалог о смерти – вернее, о гамлетовской Офелии, утопившейся в реке.

«Могильщики» необразованы и наивны, да к тому же в стельку пьяны (по сценарию, конечно). Но играют натурально – даже неуютно становится, прямо как от просмотра «Левиафана» Звягинцева.

- Стой? Ты видишь? – оглядывается могильщик на зрителей. Те замирают в абсолютной тишине. – Там были глаза! И тут глаза! А-а-а-а-а-а! Да это же призраки зрителей «Гамлета»…

И вот мы снова в пути. Нас ждет псевдо-гримерка, которая до реконструкции театра находилась в старой части здания.

Старинное зеркало, пожилая актриса в старомодном закрытом платье из белого кружева, и ее стилист – «современная» женщина лет 30. Актриса репетирует монолог за 10 минут до начала выступления. Она взволнована, ломает руки и носится по гримерке, прерывая «сценарный» монолог собственными рассуждениями – о себе и похожих на нее – о пожилых артистах, которые, несмотря на возраст, не собираются покидать сцену.

– Мне говорят уходить… но куда? Зачем?, - восклицает она в отчаянии. И тут же требует от стилиста доказательств, что она всё ещё молода. Утвердительные ответы гримёра её успокаивают.

Нам предлагают почувствовать себя в роли актёров – сначала примерить реквизит в виде шляп и париков, а потом – отправиться на бал. Танцам будет учить старушка Шапокляк – в черном кружевном закрытом платье, шляпке и с будильником на руке вместо наручных часов.

Шапокляк рассказывает, как следует делать классический «квадрат» в вальсе и держать партнера. Через пару минут ускоренного обучения начинается бал. Хотя «балом» это можно назвать условно – комфортно себя чувствуют только те, кто был в свое время знаком со школьным вальсом; в основном пары наступают друг другу на ноги и сбивают соседей при поворотах.

После пары кругов дают передышку – и мы выходим на балкон, где взору открывается ночное звездное небо.

- Подышите воздухом, а пока узнайте, что с этого балкона читал стихи Маяковский… - даёт краткий экскурс в историю балкона проводник, пока мы, уставшие, наслаждаемся свежестью ночи.

Но представление и не думает заканчиваться. Нас ждёт буфет, где уже были накрыты столики с шампанским. Вместе со зрителями в буфет заходят двое «пьяных» актера начала 20 века. Они рассуждают об актерской жизни и, так сказать, травят байки из театральной жизни, распивая фальшивую водку (пока зрители пьют настоящее шампанское).

- …А была еще классная история одна: один раз пьяные монтажники потеряли маты, на которые должна падать Катерина из «Грозы» Островского, когда прыгает в Волгу. Они тыковку почесали и подложили туда батут, который был под рукой. А Катерину играла дама в теле, и когда она туда прыгнула… она прилетела обратно! И опять. И так раз десять. И тогда один из опытных актеров сказал залу: «Да-а-а-а. Не принимает Катерину матушка-Волга…»

«Техническую составляющую» сцены зрители позже смогли испытать на себе – на большой сцене мы прокатились на платформе, которая двигается вокруг свой оси и меняет декорации.

Восторгу зрителей весь вечер не было предела: люди явно не ожидали такого динамичного и красочного праздника, выпавшего на конец театрального сезона. К книге отзывов выстроилась очередь; все хотели оставить пожелания, чтобы не только поблагодарить, но и попросить повтора такого представления. А кто не захочет очутиться в такой театральной сказке снова? Может, в следующем году организаторы это повторят и сделают даже еще интереснее.

Светлана Бунякина

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура