Чтобы чаще господь замечал
Бывший спецназовец и сельский батюшка делают купола для храмов
Сергей Абраменко в 80-е годы служил в ГДР в спецназе. Подозреваю, что полтора десятка лет до того там же служил и мой одноклассник, тоже Сергей. Вернулся через два года таким бугаём! Однажды я видел, как он дрался на танцах. Зрелище не для слабонервных! Так что представляю, какую школу прошёл Абраменко. Умеют в наших элитных войсках готовить людей, способных выполнить любой приказ.
И вот что интересно, замечено не только мною, люди из этой когорты часто приходят к Богу. Что-то в них, умеющих убивать, открывается такое глубокое, что не каждому, жившему сытно и спокойно, постижимо. К сорока годам пришёл в храм и Сергей.
Руки у него золотые
Попробовав устроить свою жизнь в Ставрополе, Сергей в конце концов вернулся в родное Высоцкое. Работал там в лесхозе. А он располагается как раз напротив храма Архангела Михаила. Однажды настоятель храма отец Пётр попросил контору помочь ему спилить старые акации, которые закрывали церковный двор. За эту работу взялся Абраменко.
– Он так ловко и быстро работал, что я зауважал этого человека, – рассказывает батюшка. – Руки у него золотые и выносливость недюжинная. Его темпов никто в селе не выдерживает, так что Сергей в основном один и работает. Он потом взялся колокольню к нашему деревянному храму строить, красить его. Вы бы видели эту работу! Мы привязывали его за ноги и спускали по верёвке вниз головой. И он так часами висел.
В это же время Сергей начал причащаться, исповедоваться, словом, стал воцерковлённым человеком.
– В храм люди, воспитанные в советское время, редко приходят, когда у них всё хорошо, – рассуждает Сергей. – Начинаешь думать, когда у тебя начинаются проблемы. Вот и у меня в семье пошёл разлад, и задумался: а правильно ли я живу? Так и пришёл к Богу.
Храм построил сам
В соседнем селе Ореховка когда-то был величественный Крестовоздвиженский храм. Как говорит отец Пётр, нынешний храм Архангела Михаила, где он служит, мог бы туда поместиться полностью. Разрушили. Теперь на том месте школа. Батюшка задумал возродить церковь, но уже на новом месте, около сельского кладбища. Конечно, чтобы воспроизвести его один в один, у сельского прихода нет возможностей. Думали хотя бы часовенку поставить.
Нашлись на благое дело спонсоры – предприниматели, выходцы из этих мест. А кто ж будет строить? Батюшка попросил Сергея Абраменко.
Сергей охотно взялся за дело, хотя никакого строительного опыта не имел. Как будет выглядеть новый храм, прикинули на листочке бумаги. И за дело. Строительным материалом послужил камень с заброшенных колхозных кошар. Неотёсанный, как говорится, дикий. Когда стал возводить стены, раствор между камнями Сергей расшил, как обычно делают каменщики. Но батюшка предложил расшивку не делать, так как она не гармонировала с дикостью камня. Но расшитый кусочек оставили, на память, чтоб было видно, как работала мысль при строительстве.
По ходу дела Сергей предложил батюшке не ограничиваться часовней, а построить полноценный небольшой храм с алтарём. Церковь получилась замечательная. Чем-то напоминает древние аланские храмы в Архызе. Расписали его московские художники, знакомые отца Петра.
Золотые купола
Когда пришло время ставить купол на храм, решили делать его своими силами, прямо на месте. Сергею помог в этом один односельчанин. Всё получилось. Тогда и появилась идея заняться производством куполов.
Сейчас много фирм по стране, которые делают на этом доходный бизнес. В интернете полно материала, так что поучиться было где. Уже Сергей с помощником сделали не один десяток куполов, которые разошлись в разные регионы. Менеджером в их бизнесе выступает отец Пётр, у которого много знакомых в церковной среде. Так что недостатка в заказах нет.
– Конкуренция большая, но мы свою нишу нашли, – говорит Сергей. – Во-первых, цены не задираем, во-вторых, берём качеством. Каркасы делаем только из металла, а многие фирмы ради экономии делают его из дерева или пластика. Дешевле, но не так надёжно. Меня давно интересовало, как придают куполам золотой цвет. Неужто сусальное золото?
– Нет, конечно, – говорит Сергей, хотя могли бы и золотом покрыть, но дорого и недолговечно. – Сейчас новые технологии. Обычную нержавейку пропускают через токи высокого напряжения, напыляя нитридом титана. Технология точь в точь как в стоматологии, когда делают зубные протезы под золото. Сейчас купить такие «золотые» пластины можно и в Волгодонске, и в других городах. Существует несколько вариантов обшивки купола пластинами. Это зависит или от вкуса заказчика, или мы сами выбираем узор.
Много интересных историй уже сложилось вокруг этого бизнеса. Как-то сделали купол для храма в селе Рагули, где служит батюшка отца Петра. Сергей предложил не тратиться на наёмный транспорт, а соорудил сам прицепчик, на который и водрузили купол весом в две тонны. Тащили «Нивой» на первой скорости. Всего сто пятьдесят километров проехали за полный день. На границе Ипатовского и Апанасенковского районов есть пост ГАИ.
– Смотрю, гаишники в своей машине дремлют на утреннем солнышке, мне их хорошо видно. Думаю: Господи, помоги! И правда, проехал мимо. Только потом вижу в зеркало, гаишник выскочил с палкой. Посмотрел и рукой махнул. А у нас потом колесо новое лопнуло. Так что, с одной стороны, господь помог, а с другой – предостерёг больше не делать так. Опасно.
Водружали этот купол на Сергия Радонежского, святого покровителя нашего героя. А ещё один надо было ставить в соседнем селе. Водитель крана заартачился ехать туда под вечер. Но потом вдруг согласился. А там ветер такой поднялся! Купол ходуном ходит. Трудно и опасно. Но Сергей справился.
– Смотрю на свою работу, и не верится, что это я всё смог. Нет, здесь без Божьего промысла не обошлось. А пока в Рагулях работал, каждую ночь в два часа просыпался. Думаю, не просто так это. А позже прочитал в книгах, что монахи в два часа ночи всегда встают, чтоб помолиться. В это время, говорят, небесные врата отворяются.
Так ли это или нет, но, как говорится, каждому по вере даётся. Сергей верит искренне, стремится укрепиться в своей вере. Каждый год они с отцом Петром совершают паломнические поездки по святым местам России. Были в Оптиной пустыни, в Задонском монастыре, в Боровском Свято-Пафнутьевом монастыре, где посетили старца отца Власия.
«Твоя Мария к тебе вернётся»,– сказал он, хотя Сергей ему о своих семейных проблемах и не говорил. И хоть жену его не Марией зовут, а вернулась-таки.
– Да, мы зарабатываем на куполах деньги, без них, к сожалению, нельзя в жизни, – говорит Сергей, – но когда приступаю к очередной работе, чувствую особое вдохновение, словно душа моя очищается, открывается ко всему хорошему.
Сергей ИВАЩЕНКО
с. Высоцкое, Петровский р-н, Ставропольский край
Фото автора