Русь-матушка, куда ты катишься?
Совсем недавно я начала получать «Копилку» и уже с первых номеров поняла, что это моя газета. В ней и актуальные вопросы нашего времени, и отзывы читателей на различные темы, затронутые газетой. Диалог с читателем выявляет истину. Немного о себе. Пенсионерка, вдова, ветеран труда.
Люблю писать житейские достоверные рассказы, печаталась в местной газете «Донские огни», в областной «Донской околице», ранее в «Труде» и «Комсомольской правде». С «Донской околицей», моим большим другом, пришлось расстаться в связи с банкротством газеты.
Соседка познакомила меня с «Копилкой», я её выписала и поняла, что она, может быть, заменит «Донскую околицу».
Ну а теперь – о наболевшем. В № 46 от 12 ноября прочитала статью Р.В. Есаковой «Брать умеют, отдавать – нет». Спасибо автору. Воспитание детей, в том числе и трудом, – актуальная тема.
Мы, теперь уже старшее поколение, в детстве не гнушались никакой работы, понимали: так надо. Никто не отлынивал ни от общественной работы, ни от домашней. Своим детским трудом мы помогали стране возродиться из пепла, разрухи. Время было тяжёлое, и мы старались помогать мамам выбиваться из нищеты, нужды и голода. У нас в войну погиб отец, во время боёв сгорела хата, умер брат, подорвавшись на мине. Мама слепила небольшую хату из камня и глины. После свинарника, в котором мы жили у родственников, для нас с сестрой это был целый дворец. Перед тем как поселиться во «дворце», вырубили остатки навоза, слепили печь, настелили толстый слой соломы. На ней мы спали на полу, одно одеяло стелили, другим укрывались. Это всё, что у нас было. Мама работала в огородной бригаде. Вспахивали землю, а потом вручную (тяпками да лопатами) делали грядки и канавки для воды. Женщины работали по двое, а мама со мной. И я старалась как могла. Правда, помощницей была неважной: маленькая была, с неокрепшими руками. Вся трудоёмкая работа ложилась на мамины руки. Мама работу «замеряла», чтобы больше заработать трудодней... В страду мы после работы ходили с ней на ток: веять зерно, завозить его в амбар или грузить на подводы и отправлять на элеватор. И так – почти до зари.
Одни дети ходили на прополку полей, другие пасли телят, овец, коров – под надзором взрослых. Запрягут быков в подводу, посадят пацана, выведут на дорогу, и – цоб-цобе – до комбайна. Там комбайнёр подведёт подводу под бункер, засыплет зерно, развернёт к хутору и опять – цоб-цобе. И никто не роптал. Знали: так надо.
Перенесли и холод и голод, ели лебеду и топинамбур, копали разные съедобные коренья – так и выбились из нужды. Наверное, нищета и голод больше закаляют, чем изобилие. И, может быть, «благодаря» нужде мы ещё живы.
Посмотрите на сегодняшнюю молодёжь – какие они хилые, особенно мальчишки. Вседозволенность, распущенность, жестокость, насилие над слабыми... Потеря нравственности. Раньше в кинотеатры детей не пускали, если в кадрах были поцелуи, а теперь с экранов – насилие и неприкрытый секс. На актрис стыдно смотреть. И это – «мир искусства»...
А в жизни ещё хуже. Мат, сквернословие. С наступлением темноты выйти за двор страшно. Полная деградация молодёжи. Ранняя сексуальная жизнь, ранние браки, а затем разводы. В семьях не воспитывается трепетное отношение к женщине. Перерождаются сами мужики, перекладывая на плечи жён все заботы, в том числе и воспитание детей. Пьянки, дебоши, драки в семьях стали обычным явлением. В ходу – наркотики и разные «самодельные» напитки. Мужчин становится всё меньше. Умирают в молодом возрасте, не дожив до пенсии. Процветает суицид. В войну и после неё детей в детдомах было меньше, чем сейчас, а брошенных тогда вообще не было. Сегодня матери-кукушки рожают и бросают детей – хорошо, если в роддомах... Не знаю, к чему мы придём. Да уже и не мы (нам-то уж недолго топтать землю), а наши внуки, правнуки.
У меня, слава богу, благополучные дети, внуки, правнуки, но ведь за остальных душа болит.
Есть и другие проблемы. Раньше в школе дети не отличались друг от друга. Все в школьной форме. А теперь? По одежде можно судить о достатке родителей. Стало нормой пренебрежение к сверстникам, у которых родители не могут позволить купить дорогие украшения, скутер или машину. «Богатенькие» кичатся своим достатком, унижая слабых и обездоленных.
В армию идут, в основном, дети из неблагополучных и бедных семей. А там – дедовщина, побои, побеги и преступления от безысходности. Русь-матушка, куда ты катишься? Остановись! Подумай о будущем. Возроди хорошее, что было раньше. Не стало октябрят, пионеров, комсомольцев. Разве это было самое плохое в нашем прошлом?
Бросил комсомол клич – и уже новая стройка, поднятие целины. Росли целые посёлки современного типа. Особое внимание уделялось селу. В страду город помогал деревне с уборкой урожая.
Все понимали: без деревни не прожить. А теперь? Исчезают с лица земли целые посёлки, молодёжь мечется в поисках работы.
Мы можем обеспечить себя всеми продуктами, и не надо будет их закупать за «бугром» за доллары. Уберите посредничество, чтобы человек, вырастивший ту или иную продукцию, мог реализовать её государству по твёрдой цене, а не так, как диктуют перекупщики.
Господа управленцы, повернитесь к селу. Создайте условия для созидательного труда на селе – это только укрепит нашу матушку-Россию.
Л. КАРМАНОВИЧ
г. Константиновск, Ростовская обл.