Русь-матушка, куда ты катишься?

Совсем недавно я начала получать «Копилку» и уже с первых номеров поняла, что это моя газета. В ней и актуальные вопросы нашего времени, и отзывы читателей на различные темы, затронутые газетой. Диалог с читателем выявляет истину. Немного о себе. Пенсионерка, вдова, ветеран труда.

Люблю писать житейские достоверные рассказы, печаталась в местной газете «Донские огни», в областной «Донской околице», ранее в «Труде» и «Комсомольской правде». С «Донской околицей», моим большим другом, пришлось расстаться в связи с банкротством газеты.

Соседка познакомила меня с «Копилкой», я её выписала и поняла, что она, может быть, заменит «Донскую околицу».

Ну а теперь – о наболевшем. В № 46 от 12 ноября прочитала статью Р.В. Есаковой «Брать умеют, отдавать – нет». Спасибо автору. Воспитание детей, в том числе и трудом, – актуальная тема.

Мы, теперь уже старшее поколение, в детстве не гнушались никакой работы, понимали: так надо. Никто не отлынивал ни от общественной работы, ни от домашней. Своим детским трудом мы помогали стране возродиться из пепла, разрухи. Время было тяжёлое, и мы старались помогать мамам выбиваться из нищеты, нужды и голода. У нас в войну погиб отец, во время боёв сгорела хата, умер брат, подорвавшись на мине. Мама слепила небольшую хату из камня и глины. После свинарника, в котором мы жили у родственников, для нас с сестрой это был целый дворец. Перед тем как поселиться во «дворце», вырубили остатки навоза, слепили печь, настелили толстый слой соломы. На ней мы спали на полу, одно одея­­ло стелили, другим укрывались. Это всё, что у нас было. Мама работала в огородной бригаде. Вспахивали землю, а потом вручную (тяпками да лопатами) делали грядки и канавки для воды. Женщины работали по двое, а мама со мной. И я старалась как могла. Правда, помощницей была неважной: маленькая была, с неокрепшими руками. Вся трудоёмкая работа ложилась на мамины руки. Мама работу «замеряла», чтобы больше заработать трудодней... В страду мы после работы ходили с ней на ток: веять зерно, завозить его в амбар или грузить на подводы и отправлять на элеватор. И так – почти до зари.

Одни дети ходили на прополку полей, другие пасли телят, овец, коров – под надзором взрослых. Запрягут быков в подводу, посадят пацана, выведут на дорогу, и – цоб-цобе – до комбайна. Там комбайнёр подведёт подводу под бункер, засыплет зерно, развернёт к хутору и опять – цоб-цобе. И никто не роптал. Знали: так надо.
Перенесли и холод и голод, ели лебеду и топинамбур, копали разные съедобные коренья – так и выбились из нужды. Наверное, нищета и голод больше закаляют, чем изобилие. И, может быть, «благодаря» нужде мы ещё живы.

Посмотрите на сегодняшнюю молодёжь – какие они хилые, особенно мальчишки. Вседозволенность, распущенность, жестокость, насилие над слабыми... Потеря нравственности. Раньше в кинотеатры детей не пускали, если в кадрах были поцелуи, а теперь с экранов – насилие и неприкрытый секс. На актрис стыдно смотреть. И это – «мир искусства»...

А в жизни ещё хуже. Мат, сквернословие. С наступлением темноты выйти за двор страшно. Полная деградация молодёжи. Ранняя сексуальная жизнь, ранние браки, а затем разводы. В семьях не воспитывается трепетное отношение к женщине. Перерождаются сами мужики, перекладывая на плечи жён все заботы, в том числе и воспитание детей. Пьянки, дебоши, драки в семьях стали обычным явлением. В ходу – наркотики и разные «самодельные» напитки. Мужчин становится всё меньше. Умирают в молодом возрасте, не дожив до пенсии. Процветает суицид. В войну и после неё детей в детдомах было меньше, чем сейчас, а брошенных тогда вообще не было. Сегодня матери-кукушки рожают и бросают детей – хорошо, если в роддомах... Не знаю, к чему мы придём. Да уже и не мы (нам-то уж недолго топтать землю), а наши внуки, правнуки.

У меня, слава богу, благополучные дети, внуки, правнуки, но ведь за остальных душа болит.

Есть и другие проблемы. Раньше в школе дети не отличались друг от друга. Все в школьной форме. А теперь? По одежде можно судить о достатке родителей. Стало нормой пренебрежение к сверстникам, у которых родители не могут позволить купить дорогие украшения, скутер или машину. «Богатенькие» кичатся своим достатком, унижая слабых и обездоленных.

В армию идут, в основном, дети из неблагополучных и бедных семей. А там – дедовщина, побои, побеги и преступления от безысходности. Русь-матушка, куда ты катишься? Остановись! Подумай о будущем. Возроди хорошее, что было раньше. Не стало октябрят, пионеров, комсомольцев. Разве это было самое плохое в нашем прошлом?

Бросил комсомол клич – и уже новая стройка, поднятие целины. Росли целые посёлки современного типа. Особое внимание уделялось селу. В страду город помогал деревне с уборкой урожая.

Все понимали: без деревни не прожить. А теперь? Исчезают с лица земли целые посёлки, молодёжь мечется в поисках работы.

Мы можем обеспечить себя всеми продуктами, и не надо будет их закупать за «буг­ром» за доллары. Уберите посредничество, чтобы человек, вырастивший ту или иную продукцию, мог реализовать её государству по твёрдой цене, а не так, как диктуют перекупщики.

Господа управленцы, повернитесь к селу. Создайте условия для созидательного труда на селе – это только укрепит нашу матушку-Россию.

Л. КАРМАНОВИЧ
г. Константиновск, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Полезные советы
Газета: Газета Копилка советов