Больничка
Сорок лет она верой и правдой служит сельским жителям.
Отечественное здравоохранение сейчас переживает сложные времена. С одной стороны, по программе модернизации больницы и амбулатории получили много хорошего современного оборудования, с другой – постоянно идут разговоры об оптимизации расходов. Наверное, это тоже необходимо – рачительно тратить государственные деньги. Но где та грань между разумной экономией и самодурством чиновников, готовых всё ужать, урезать, закрыть, не считаясь со здравым смыслом и интересами населения? Особенно больно такая ретивость бьёт по сельским участковым больницам, которых по стране закрылось великое множество.
Слава богу, в селе Благодатном больничка держится уже сорок лет. Были попытки и её оптимизировать, но пока удаётся отстаивать лечебное учреждение.
Шаг вправо, шаг влево…
Пока главврач Василий Иванович Дубовской занят на приёме, меня в курс дела вводит фельдшер Светлана Ивановна Островерхова. По её словам, всего в больнице трудится 30 человек, среди них три врача. Это врачи общей практики Василий Дубовской, Людмила Толстикова и стоматолог Владимир Кущенко. Есть свой очень неплохой физиокабинет, заведует которым Дмитрий Журавлёв. Помогают врачам две медсестры и фельдшер.
На пятитысячное село это не такой уж и большой персонал. Нагрузка очень высокая. Все работают на полторы ставки, что одновременно является и благом, так как даёт возможность заработать, и тяжким бременем, потому что порой приходится задерживаться на работе дотемна.
– А ещё и ночью на вызовы ездить, – подключается к разговору освободившийся главврач. – Днём я готов работать и работать, так как люблю свою профессию, людей. Но когда тебе почти каждую ночь приходится вскакивать и ехать на вызов, это изматывает. Особенно досадно, когда вызов оказывается практически ложным, пятка, например, заболела. Таких чуть ли не половина. Понятно, если речь идёт о сердечных приступах, гипертонических кризах, мы готовы всю ночь быть около больного, везти его в район. Проблему эту можно решить, организовав в селе «скорую помощь». У нас в районе в некоторых сёлах, стоящих на трассе, такая служба имеется, на два-три села одна машина. Мы село тупиковое, у нас держать «скорую» нерентабельно.
Добавлю, что за подобные выезды врачи не получают никакой доплаты, оформляется как обычный вызов. А, например, если приходится ехать к больному в воскресенье, то оформляют документы другим днём. Такой дали им негласный совет. Та самая пресловутая оптимизация, чтоб вдвойне не платить за работу в выходные.
Врачам общей практики полагается надбавка. Когда-то это было 10 тысяч рублей, а медсёстрам – пять. Их называли путинскими. Сейчас урезали до семи и трёх. Почему, никто не знает, и имя президента уже не фигурирует.
Фельдшера не попали в число тех, кому положены доплаты. Вот и получается, что Светлана Ивановна Островерхова, выполняя работу и врачей, и медсестёр, так как фельдшер занимает промежуточную нишу, оказалась обделённой. Это повсеместное явление. Медики надеются, что в ближайшее время в это недоразумение внесут ясность. Разговоры об этом ходят.
В больнице имеется 10 коек для больных с круглосуточным пребыванием и 15 – для так называемого дневного стационара. За круглосуточное пребывание народ просто бьётся. Хорошее трёхразовое питание, чистая постель, внимательное отношение персонала – это и возможность отдохнуть, и сэкономить на питании. Благо, проблем со снабжением продуктами и лекарствами в больнице нет. Пока. Не дай бог, найдутся ретивые деятели от медицины и возьмутся за оптимизацию. Сократят, урежут. Когда-то в больнице было 70 коек, и все они были заняты. Сейчас – 25. Тенденция очевидная. И те, что остались, требуют оптимизировать. В день они должны пропустить 32 больных. Если, будет, например, 31, тогда медики не получат положенных доплат. Словом, работают, будто по минному полю идут, любой шаг вправо, влево от регламента чреват. Вдобавок писанина убивает. Получается, что в медицине нашей оценивается специалист не столько по тому, как людей лечит, сколько по тому, как об этом рассказывает на бумаге. А дело и слово, увы, не всегда совпадают.
Три министра обещали
Проблем много. Но главврач Василий Дубовской относится к ним философски. Могло быть и хуже. Нельзя не видеть, что есть и положительные тенденции. Выделили, например, «Газель» в рамках модернизации. Огромная помощь. Налажено снабжение медикаментами. Пациенты давным-давно со своими лекарствами в больничку не ходят.
А вот крыша худая – это многолетняя боль.
– В этом кабинете однажды три краевых министра сидели. В один голос обещали выделить деньги на замену крыши. Выделили. Мы уже с подрядчиком договорились. И вдруг деньги куда-то исчезли. Никто ничего вразумительно объяснить не может, – сокрушается Василий Иванович. – Теперь нас включили в план на следующий год. Надеемся, что реально.
А пока взяли на работу Колю Романенко, оформив рабочим по двору. Но у него одна задача – лазать по крыше и менять старые битые шиферины на старые целые. Пока спасает. Надеются перезимовать таким образом.
Внутренний косметический ремонт каждый год делают своими силами. Покупают краску, белила за свои кровные. В лучшем случае глава села Вячеслав Сыроватко изловчится что-то выделить, рискуя головой, так как могут обвинить в нецелевом использовании бюджетных средств.
В этом году единогласно приняли решение направить свою премию, выданную к Дню медработника, на закупку расходных материалов для физиокабинета. Доставшийся больнице в наследство от колхоза, этот кабинет – лучший в районе. Здесь есть оборудование, работающее ещё с 60-х годов. Ждать, что на него выделят целевые деньги, не приходится, вот и поддерживают его работоспособность методом народной инициативы.
Закрыть нельзя
Есть ли у Благодатненской больницы будущее? Ответить на него утвердительно никто не возьмётся. Дамоклов меч оптимизации постоянно висит над учреждением. Может убить её и кадровый голод. И Дубовской, и Толстикова достигли уже пенсионного возраста. Никто их не выгоняет, наоборот, просят работать, так как заменить некем. Даже обещанный миллион не может заманить в село молодых специалистов. Кадровый голод очевиден. За последнее время на работу в больницу пришла только одна молодая медсестра Наталья Пунёва. Она родом из Благодатного, и её сельский быт не тяготит. А возможность работать под руководством квалифицированных опытных специалистов, готовых делиться своими знаниями с молодёжью, только во благо. Но Наташа, скорее, исключение из правила.
– Надо вернуться к практике отработок молодых специалистов, если они обучались на бюджетной основе. Другого способа привлечь кадры в село я не вижу. В противном случае мы потеряем сельскую медицину без всякой оптимизации, – считает Дубовской.
– Конечно, нельзя закрывать эту больницу, – говорит пациентка Любовь Фёдоровна Рубан из села Шангала. – Здесь такие замечательные врачи, такая доброжелательная атмосфера! У нас в селе больницу давно закрыли, для пожилых людей это бедствие.
Согласны с ней и другие больные, с которыми удалось поговорить. Лечатся в больнице не только жители Благодатного, но и окрестных сёл. Даже направляют сюда пациентов и из районного центра Светлограда.
Не всё в нашей жизни нужно мерить рублём. Есть вещи, которые не вписываются в понятия: выгодно, не выгодно. Есть понятие – жизненно необходимо. От него зависит, будем ли мы существовать завтра как народ, нация, государство.
Сергей ИВАЩЕНКО
с. Благодатное, Петровский р-н, Ставропольский край
Фото автора