Удар, который потрясает
С 9 октября во всероссийском прокате идет новая картина Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятая по одноименному рассказу Бунина и его дневниковым записям времен Гражданской войны. Фильм, к которому режиссер шел около сорока лет, оказался очень сильным. Зрители плакали.
Над экранизацией «Солнечного удара» Михалков задумался еще в начале семидесятых по совету одного киноведа. После более глубокого изучения творчества Бунина, появилась идея соединить фильме «Солнечный удар» и «Окаянные дни» - произведения, по словам режиссера, совершенно разные по настроению. Экранизация Бунина оставалась в задумке много лет - снимать фильм начали в 2012 году. Съемки велись в павильонах Мосфильма, в Одессе, Владимирской области и даже в Швейцарии, так как только там удалось найти пароход на колесах.
В фильме показана Россия 1907 и 1920 годов глазами главного героя, имя которого остается неизвестным. В 1920 году он с белогвардейцами армии Врангеля после сдачи находится в плену у большевиков. Главный герой внимательно наблюдает за поведением чекистов и своих сослуживцев и то и дело задает себе вопрос: как все это случилось? Он пытается осмыслить происходящее и объяснить себе, почему все так кардинально поменялось в стране, что произошло с людьми. Истоки он пытается найти в далеком 1907 году, куда снова и снова возвращается в своих воспоминаниях. Тогда, будучи молодым поручиком, главный герой встретил на теплоходе незнакомку, которая вызвала в нем небывалые чувства. Кстати, в их любовной истории, показанной на экране, нет той нежности и той трепетности, которые присутствуют в рассказе Бунина. Возможно, в этом есть некий смысл, ведь неслучайно поручик после ночи с незнакомкой не нашел свой нательный крест.
В этот раз Никита Михалков на главные роли решил взять неизвестных актеров. Поручика сыграл латвиец Мартиньш Калита. Ему очень хорошо удалось передать переживания и метания главного героя во время любовной вспышки. Роль незнакомки была отдана Виктории Соловьевой, которая до этого никак не была связана с актерской деятельностью. Чтобы сыграть в этом фильме, она специально поступила в Щепкинское училище.
Зато во второстепенных ролях зрители могут увидеть сценариста Александра Адабашьяна и композитора Эдуарда Артемьева, сыгравших фотографа и его ассистента. С ними Михалков работал во многих своих картинах. Адабашьян исполнял небольшие роли в «Родне», в «Свой среди чужих, чужой среди своих», в «12». К этим же фильмам и многим другим написал прекрасную музыку Артемьев. И в «Солнечном ударе» можно услышать музыкальные мотивы, которые напомнят «Утомленные солнцем». Кроме того в фильме часто поют. Несколько раз звучит ария на французском: то в воспоминаниях поручика, то в исполнении незнакомки, то она доносится из окна музыкальной школы. Поет полковник, поют белые офицеры перед отправлением в море. Поет даже сам режиссер в песне «Не для меня», которая сопровождает титры.
Вообще звуковое оформление сыграло большую роль при создании атмосферы провинциального городка начала 20 века, которая в фильме была передана очень ярко и полно. Это, прежде всего, умиротворенная тишина, которую нарушают только доносящееся издали цоканье подков по брусчатке и кукареканье петухов. Кроме того эта атмосфера складывалась еще из массовых сцен, в которых крестьяне на улицах городка продавали рыбу, чистили сапоги, несли тыквы, и, конечно, из живописных панорамных пейзажей с видом на полноводную реку. Все это производит впечатления спокойствия, гармонии и счастья. Городок 1907 года был залит солнцем.
С ним очень контрастирует разгромленная во время гражданской войны Одесса, в которой происходит действие фильма в 1920 году. Солнца совсем не видно за пасмурным небом, преобладают серые тона. Детали здесь также имеют большое значение. Баррикады посреди пустынных улиц, ветер метет белые листовки, на дороге убитый случайной пулей павлин.
Просмотр не обещает быть легким. Фильм требует эмоционального переживания и вызывает на размышления. Кроме того, идет почти три часа. Да, еще он потрясает, до глубины души.
«Как все это случилось?». Этим вопросом задавался режиссер. На протяжении всего фильма его повторяет главный герой. Вопрос этот переходит и к зрителю. Что произошло с народом? Почему он, веками почитавший бога и царя, в одночасье отрекся от веры? Что движет чекистами? Почему они несомненно, непоколебимо идут к своей цели? Почему люди, кроме того, жители одной страны, начинают убивать друг друга? Навряд ли зритель выйдет из кинозала с определенными ответами. Их еще надо будет поискать. Как считает сам режиссер, неравнодушные зрители будут не раз возвращаться к «Солнечному удару».
Анна Кобыляцкая