Впервые полное собрание гравюр из цикла «Библия Маклина» доступно российскому зрителю
Ростовский областной музей изобразительных искусств и компания «Артгид» с 4 сентября по 23 ноября проводят выставку «Время Ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века». Эту экспозицию не зря называют уникальной — ни в одном из российских музеев нет полного собрания работ из цикла «Библия Маклина».
В чем же заслуга Маклина, и почему издание Библии носит именно его имя, а не скажем, имена художников, работавших над иллюстрациями? Томас Маклин был лишь продавцом графики и гравюр, но несмотря на это он внес огромный вклад в развитие английского искусства.
В конце 1700х годов Англия уже была могущественной державой, но все равно оставалась на задворках в области искусства. Талантливые художники того времени просто не имели возможности работать над чем-то действительно стоящим и интересным. Им приходилось рисовать на заказ портреты богатых графов и бытовые сцены. Другие картины не продавались, а одним творчеством сыт не будешь.
Но все изменилось, когда Джон Бойделл, торговец графикой и живописью, начинает свой проект «Галерею Шекспира». Он заказывает сотню картин у самых известных художников на шекспирскую тематику, тем самым предоставляя им огромное поле для творчества.
Бойделл вовремя понял, что английское искусство необходимо популяризировать. Графика как нельзя кстати подходит для этих целей: ее проще распространять и продвигать в массы. А знаменитое имя Шекспира — мощный локомотив, который вытягивал на себе менее известные работы. По сути, Бойделл сделал очень грамотный рекламный ход. Картины раскупались внутри страны и за ее пределами, и благодаря этому весь мир узнал о том, что и в Англии есть стоящие художники, - поясняет Виктор Гитин, продюсер выставки.
Маклин быстро подхватил идею Бойделла, но первый его опыт, проект «Галерея поэтов», потерпел неудачу. Тогда он сделал ставку на что-то более известное и вечное, чем Шекспир, - на Библию, чтобы переплюнуть конкурента. И в этот раз он не прогадал. Он публично заявляет о своем намерении выпустить самое большое иллюстрированное издание Библии на английском языке. Всего было заказано семьдесят полностраничных гравюр и десять гравированных виньеток.
Но войны подорвали бизнес Маклина, продавать графику за рубежом стало невозможно. Он продолжал трудиться над проектом и несмотря ни на что не прекращал финансирование производства гравюр. Томас Маклин умер раньше, чем были готовы последние виньетки.
Тираж «Библии Маклина» совсем невелик, из-за этого практически ни у кого нет полного комплекта гравюр. Да и сами гравюры не вечны — через двести лет безжалостное время скорее всего уничтожит оригиналы. Однако заслуги Маклина (как, впрочем, и Бойделла) останутся бесценны. Проспонсировав английское искусство однажды, он увековечил его, дал мощный толчок к развитию. Здесь нельзя особо выделить какие-то определенные гравюры, все они одинаково великолепны. Но по отдельности они не представляют собой такой ценности, как вместе. Именно поэтому цикл гравюр «Библия Маклина» носит имя не какого-либо художника, а человека, который собрал вместе работы, созданные разными людьми, объединил их в единое целое. Не только творцы могут внести свой вклад в историю искусства. Наравне с ними идут и те, кто подобно нашему российскому Третьякову или английским Маклину и Бойделлу, не жалеют ни сил, ни денег на то, чтобы сделать нечто действительно стоящее и вечное.
Светлана МИНЧЕНКОВА
фото автора