Катастрофа «Боинга-777»: СМИ в погоне за правдой

«Боинг-777», принадлежавший малайзийским авиалиниям и летевший из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля под Донецком. После шока, пережитого всем миром, расследования причины крушения довольно быстро привели к множеству версий. Не дожидаясь официальных сведений, мировая пресса сразу решила, кто виноват в катастрофе «Боинга» под Донецком, унесшим жизни 298 человек.

Основные версии

Cамолёт был сбит ополченцами. Одним из поводов обвинения ополченцев в трагедии послужил телеканал LifeNews, который 17 июля поставил в эфир новость о том, что ополченцы сбили самолёт. Сепаратисты сами сообщили об этом. Но, по их словам, сбили они не «Боинг», а АН-26. Останки последнего же так и не были найдены, что дало многим повод возложить вину за крушение “Боинга» на ополценцев.

Кроме того, служба безопасности Украины сообщила о перехваченных переговорах ополченцев. Согласно этой версии«Бес», а точнее Игорь Безлер, отчитывается своему куратору полковнику ГРУ ГШВС В. Германину о только что сбитом гражданском самолёте. Позже российские эксперты заявили о том, что «прослушка» была смонтирована и является фальшивой.

Вдобавок ко всему, буквально сразу после происшествия сообщалось, что голландский «Боинг» был сбит ополченцами с помощью зенитного ракетного комплекса БУК, предназначенного для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14—18 км).

Боинг пострадал из-за СУ-25.  «Боинг-777» потерпел крушение из-за военного самолёта СУ-25. Так сообщала пресс-служба самопровозглашенной Луганской народной республики. «Очевидцы, наблюдавшие полёт пассажирского самолёта «Боинг-777», наблюдали атаку на него штурмовика BBC Украины. После чего пассажирский самолёт раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР. После атаки украинский штурмовик был сбит и упал на территории ЛНР в районе Красного Луча. На данный момент ведутся поиски сбитого самолёта», - писали эксперты.

Однако иностранные СМИ эту версию, по большей степени, не принимают: «Одна версия гласит, что «Boeing 777» преследовали и сбили украинские истребители Су-25. Это очень странное и дикое обвинение. Для начала, Су-25 предназначен для борьбы с наземными целями и не может быть оснащен такими мощными ракетами, которые явно использовались для уничтожения МН17», - писал Майкл Вайс для американского Foreign Policy.

Виновата Украина.  Немалая часть прессы считает, что самолёт сбили украинцы. Минобороны РФ зафиксировало работу украинской РЛС в день крушения малазийского самолёта и вычислило населённые пункты Украины, откуда могли сбить лайнер.

Ряд военных аналитиков так же считают, что атака на «Боинг» шла со стороны военных частей, для того чтобы оправдать ввод на территорию конфликта войск НАТО. Также сообщалось, что в район Донецка, в котором упал самолёт, ранее был перебазирован дивизион самоходных зенитных ракетных комплексов «Бук» вооружённых сил Украины.

Опрос популярного украинского портала «Корреспондент», также привёл к неожиданному для них исходу - две трети украинцев считают, что Боинг сбили военные.

Остановить Путина. Пока наши СМИ тщетно пытались докопаться до правды, меряясь с Украиной оружием, которое у каждой из сторон якобы не могло так сработать, зарубежные издания практически сразу пришли к единому мнению: во всём виноват Путин. Эта версия, бесспорно, стала самой обсуждаемой на страницах иностранных СМИ. «Трудно представить, что российский президент признает хотя бы малую вину за катастрофу Boeing "Малайзийских авиалиний". Не исключено, что он сделает выбор в пользу "бегства в опасность"», - не сомневаясь в своих словах, писал Винсен Жовер в статье, напечатанной в Le Nouvel Observateur.

Обозреватель The Washington Post, Энн Эпплбаум, добавил: «До того, как начнутся дальнейшие дискуссии вокруг MH17, важно, чтобы один пункт стал абсолютно ясен: крушение этого самолета - результат российского вмешательства на Восточной Украине, операции, сознательно направленной на создание правового, политического и военного хаоса. Без этого хаоса пассажирский самолет не поразила бы зенитная ракета».

Всё это Гарри Каспаров, председатель Human Rights Foundation, в своей статье для «Time», называет «ценой бездействия на Украине», со стороны Путина, конечно. А всё, что мы видим – результат того, что Обама и Европа решили не давать отпор.

И, несмотря на то, что вина России так и не была доказана окончательно, расплата за якобы содеянное уже выставлялась. "Риск ужесточения санкций в отношении России" – такой заголовок носит статья обозревателя The Washington Post Дэвида Игнатиуса. "США применяют санкции на рынках капитала, чтобы нанести глубокую рану российской экономике", – говорит заголовок Financial Times. "Администрация Обамы несколько недель изобретала санкции, которые действуют наподобие скальпеля: глубоко ранят российские компании и экономику в наказание за действия на Украине, но обходятся без сильной "отдачи", которая могла бы ударить по американским компаниям", - сообщили Кэтрин Хилле, Кортни Уивер и Джефф Дайер. «Запад-Россия: конец сближению?» - печально изрекают издания.

Продолжением «атаки на Россию» стали публикации The Guardian, о том. что российскому народу просто «запудрили голову», и The Washington Post, на страницах которого Аарон Блейк говорит необычайно высоком нынешнем рейтинге президента в стране. Это показывает опрос компании Gallup - 83% россиян одобряют то, как Путин справляется со своими должностными обязанностями. Но причиной такой популярности является пресса, отмечает автор. "Цифры Путина, без сомнения, увеличивает тот факт, что в его стране СМИ подконтрольны государству - гораздо проще выглядеть героем, когда СМИ постоянно на твоей стороне. И они возрастают вдвое, когда оказываешься вовлеченным в масштабные события на мировой арене", - подчеркивает издание.

Официальные сведения.  Наконец, 21 июля Минобороны России провело брифинг, где обсуждались официальные обстоятельства катастрофы. Некоторые версии сходились к уже существующим. Генерал-лейтенант Андрей Картаполов, начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России, рассказал о том, что российские средства объективного контроля действительно зафиксировали  украинский самолет «Су-25».

Во-вторых, было озвучено, что, по данным объективного контроля Министерства обороны РФ, через некоторое время полёта, самолёт отклонился от маршрута на 14 км. Также известно, что «Боинг-777» предпринимал попытку вернуться на заданный маршрут. Выяснить конкретные отклонения от курса можно будет после расшифровки бортовых самописцев. 
В-третьих, обсуждалось то обстоятельство, что перед роковым моментом в 3-5 км от самолёта был замечен украинский боевой самолет. «Было зафиксировано нахождение трех гражданских воздушных судов, в том числе и самолета Boeing 777 малайзийских авиалиний. В это же время был зафиксирован набор высоты самолета украинских ВВС, предположительно Су-25, на удалении от 3 до 5 километров от Boeing 777», - объяснил на брифинге Картаполов.

Ответ США. Встреча представителей разведки США 22 июля послужила ответом на брифинг Миноброны РФ. Американский брифинг проходил в закрытом режиме, а выступающий решил не называть своего имени. Свидетели брифинга отмечают, что никакой конкретной информации в докладе так и не прозвучало, лишь обвинения, не подтвержденные фактами.

На брифинге по-прежнему обсуждалось, что Россия продолжает вооружать сепаратистов. «Они утверждали, что через "учебную базу" на юго-западе России, которая ассоциируется с поставками сепаратистов, прошли ракетные установки, другие единицы артиллерии и танки", - написали Спенсер Акермен и Шон Уокер в издании The Guardian.
Также нет и данных разведки, подтверждающих причастность к крушению "Боинга" представителей ополчения. Отсутствуют и документальные данные о том, что именно с территории ДНР сработала зенитная установка "Бук". Всё, на что пока ссылаются американские эксперты, - сообщения в блогах и соцсетях.
 
Кто виноват в итоге? Крушение «Боинга-777» буквально взорвало всю мировую прессу. Проведённые брифинги смягчили мнения иностранных СМИ относительно роли России в катастрофе, ведь доказать никто ничего так и не смог. СМИ перестали так греметь заголовками о виновности Путина, всё-таки пытаясь исходить теперь из подтверждённой информации.

Но, несмотря на это и тот факт, что расследование трагедии ещё далеко до завершения, есть ощущение, что никакие факты уже не могут поколебать изначальные позиции российских и зарубежных СМИ. Однако в мире есть сотни семей, которые лишились своих родных и близких, им правда о катастрофе жизненно необходима. «Это в какой-то степени наше 11 сентября», - со скорбью говорят в аэропорту Амстердама.

Мария САВЧЕНКО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество