Сбой в системе: чем обернулись нововведения в ростовском транспорте

С 1-го июля в Ростове-на-Дону вместе с повышением стоимости проезда в общественном транспорте произошла частичная смена способа оплаты. Но, как выяснилось, к этому оказались не готовы ни пассажиры, ни транспортники.

Многие ростовчане до сих пор помнят неудавшуюся попытку перехода на безналичный расчет. Чтобы узнать, прошло ли в этот раз все гладко, мы провели небольшой опрос на улицах города.

Попытка №2 оказалась не лучше первой. Не похоже, чтобы городские власти думали о том, как сделать жизнь ростовчан более комфортной. Скорей всего, главной задачей было побыстрей поставить все нужные печати и заново запустить проект перехода на безналичную систему оплаты, чтобы где-то в бумажках рядом с графой «переход на безналичную систему оплаты в общественном транспорте» гордо красовалась галочка.

Как итог: недовольные пенсионеры-льготники, которые были вынуждены оплатить полную стоимость проезда, в первый же день забыв свои «Социальные карты пенсионеров». Согласно новым порядкам, категория льготных граждан получить скидку теперь может только при наличии электронной карты, «Социальной карты обучающегося» или «Социальной карты пенсионера». «Никакие другие документы учитываться не будут», - подчеркнул директор департамента транспорта администрации Ростова-на-Дону Сергей Посохов на пресс-конференции.

Итак, с какими же проблемами столкнулись пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев.

Первая, и судя по отзывам, самая важная – количество терминалов для покупки и пополнения транспортных карт. Как следует из ответа департамента транспорта на запрос редакции, на сегодняшний день в Ростове таких терминалов всего 10. Как мы выяснили, рабочих из них - восемь, и находятся они все в центре города. О шаговой доступности нечего и говорить. «Чтобы пополнить карту, пришлось ехать с другого конца города. Да ещё в такую жару!» - жалуется Ольга Владимировна, которая живет в Северном жилом массиве и редко заезжает в центральную часть города.

Отвечая на официальный запрос, департамент транспорта проигнорировал наш вопрос, почему к 1-му июля не было установлено больше терминалов, но заверил, что уже во второй половине 2014 года планируется установить и запустить все имеющиеся 55 терминалов. Вторая половина 2014 уже началась, а терминалов по-прежнему десять. И пока живущим не в центре ростовчанам, желающим сэкономить рубль на поездке и, в частности, пенсионерам, у которых не осталось альтернативного варианта получить скидку, кроме как по электронной карте, придется побегать, чтобы пополнить транспортную карту.

Вторая проблема. На сегодняшний день, по данным справочно-информационного центра «Интеллектуальной транспортной системы», купить карту нельзя, их продажа приостановлена по неизвестным причинам, а вот пополнить счет можно в терминалах, расположенных последующим адресам.

пр. Ворошиловский/ул. Б. Садовая (подземный переход; две единицы)
пр. Буденновский/ул. Б. Садовая (подземный переход; две единицы)
пр. Буденновский/ул. Московская (подземный переход; две единицы)
пр. Буденновский/ул. М. Горького
пр. Ворошиловский/ул. М. Горького

Если уж вы добрались до ближайшего терминала, собравшись с силами и преодолев приличное расстояние, пробки и духоту, не факт, что у вас все-таки получится это сделать. Опрошенные нами прохожие говорили про трудное освоение работы с этими самыми терминалами. «Полегче в этом плане молодым, они же с техникой на «ты»», - говорит пенсионерка Людмила. Для нее и многих других, высказавших свое мнение по этому поводу, терминал – это что-то большое, странное, непонятное. Кому-то даже проще распрощаться с идеей оплачивать проезд картой и впредь платить полную сумму, чем мучиться с «непонятным терминалом». В департаменте транспорта уже рассматривают возможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Возможно, в ближайшем будущем пополнять карту можно будет при помощи сторонних организаций: как, например, банковских структур - ОАО АК Сбербанк РФ, ОАО КБ «Центр-Инвест», так и операторов по приему наличных платежей - КИВИ, Элекснет. Тогда и проблема с количеством терминалов для покупки и пополнения транспортных карт станет неактуальной: отделения Сбербанка или же КИВИшные терминалы встречаются практически на каждом шагу по всему городу.

Те счастливчики, которым удалось победить злополучные терминалы и заранее приобрести или пополнить свои карты, встречаются с другой проблемой – отсутствием системы безналичной оплаты в некоторых транспортных средствах.Для пенсионеров и школьников в этом случае действует особое правило: им нужно всего лишь показать пластиковую карту, чтобы получить скиду в 50% и заплатить половину суммы. А для всех остальных, кто хотел сэкономить рубль при поездке на автобусе, троллейбусе или трамвае при помощи транспортной карты, по факт, карточки становятся пластиковым мусором, отложенным в укромный кармашек кошелька или сумки за ненадобностью. По информации из департамента транспорта, в настоящее время продолжается постепенное подключение  транспортных предприятий к безналичной системе оплаты проезда. Окончание переходного периода и полный запуск системы запланирован к первому сентября 2014 г.

Целесообразно ли было начинать переход на безналичную оплату проезда в общественном транспорте, когда не был подготовлен прочный фундамент, благодаря которому внедрение нового в жизнь ростовчан прошло бы без трудностей? И почему нельзя было установить все 55 терминалов, проработать все возможности участия сторонних организаций для удобства пополнения счета транспортных карт, оборудовать весь общественный транспорт системой безналичной оплаты и только после этого запускать систему – ответы на эти вопросы очень волнуют ростовчан.

Галина ЕВДОКИМОВА

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество