«Теперь пускай в аду жарится...»
В краснодарском следственном изоляторе с разницей в три дня приказали долго жить два «бессрочника» из кущёвской банды.
Убийца троих маленьких детей в доме Аметовых Игорь Черных по кличке Амур повесился на полотенце, привязав его к решётке одиночной камеры. Родные ещё не успели похоронить душегуба, когда стало известно, что там же, в медицинской части СИЗО № 1 Краснодара, в ночь на 7 июля, был найден мёртвым главарь кущёвской банды Сергей Цапок. По официальной версии скончался заключённый естественной смертью – от закупорки лёгочной артерии в результате отрыва тромба, следов насилия на его теле не обнаружено.
Две смерти подряд, в нужный момент для тех, кто связан был с бандой и остался на свободе, у каждого здравомыслящего человека вызвали законные сомнения. Журналист, исполнительный директор организации «Русь сидящая» Ольга Романова, давая интервью «Собеседник.ру», обратила внимание, что «это уже четвёртая смерть в кущёвском деле. У Сергея Цапка было пожизненное заключение, и он подал апелляцию в Верховный суд. И этот момент – апелляция в Верховном суде – является элементом торга». О. Романова полагает, что в Верховном суде обиженный главарь ОПГ планировал рассказать всё о преступлениях своих подельников и покровителей. За что и пострадал. «Смертность среди арестованных сотрудников правоохранительных органов или людей, связанных с сотрудниками правоохранительных органов, очень распространена», – замечает директор организации «Русь сидящая».
Подобной версии придерживается и российский политический и общественный деятель, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека», депутат Национальной ассамблеи РФ, член федерального политсовета объединённого демократического движения «Солидарность» Лев Пономарёв: «Нельзя говорить о том, что это было неожиданно. Я не знаю всех деталей, но поступала версия, что Цапку пускали какой-то газ. Это тоже на слуху. Конечно, инсульты бывают неожиданными, но если учесть, что три предыдущие смерти членов банды «цапковских» в СИЗО – самоубийства, я в это мало верю. Сергей Цапок был депутатом местного совета, главой, по-моему, депутатского объединения молодых депутатов Краснодарского края... Я не поверю, что там самую активную роль не играла полиция. Думаю, что сейчас просто уничтожают людей, которые могли дать и давали наверняка показания».
Такие мнения высказывают общественные деятели. Родственники погибших от рук цапковских упырей тоже не сомневаются, что в могилу убийцы унесли немало тайн. Но одной из первых мыслей всех пострадавших была: «А действительно погиб Цапок? Не двойник ли?» Потому сразу после известия о смерти главного кущёвского бандита родственники его жертв обратились в Следственный комитет с просьбой допустить их в морг.
– Удивила ли меня смерть Цапка? Конечно, удивила. Потом страх был, что произошла подмена, – рассказывает Ольга Богачёва, мужа и сына которой цапки убили в 2003 году. – Это же мы и прессу организовали, и добились, чтоб пустили на опознание. Разрешили, правда, осматривать труп двоим – Джалилю Аметову и Андрею Касьяну. Но я бы и не выдержала этого. Джалилю мы полностью доверяем. Он говорит, что раз пятнадцать вокруг трупа обошёл, всё осмотрел: живот со шрамами, которые Цапок на суде демонстрировал, нога у него маленькая была – обувь на размер больше носил. В естественность смерти этой никто из нас не верит. Видимо, мог сказать что-то на суде, – Ольга Николаевна вздохнула. – Собаке собачья смерть.
– А сейчас в Кущёвке установилась безопасность?
– Спокойнее стало. Основной костяк-то забрали. Но немало и сочувствующих им. Тех, кому при цапках хорошо жилось, кому они покровительствовали.
У Светланы Сребной в той жуткой резне 4 ноября на улице Зелёной погибли дочь Наташа и 14-летний внук Павел. К соседям Аметовым они зашли в гости. В опознании принимал участие и зять Светланы Николаевны Андрей Касьян.
– Андрей Цапка плохо знал, но визуально признал, что похож. Но когда Джалиль досконально осмотрел труп, сомнения рассеялись. А то ведь бандиты эти до последнего угрожали нам. И когда в клетке сидели на суде, и совсем недавно Алексеев (Вова Беспредел, как и С. Цапок с И. Черных, был приговорён к пожизненному сроку. – Прим. ред.) звонил из тюрьмы Джалилю, угрожал. Они ж специально время тянули. Полгода прошло, как апелляцию подали, а суда всё не было. Что-то они там мутили. Ещё на суде обещали поквитаться с нами, с журналистами: «Порежем, повесим. Это вы виноваты». Не они, а мы. И в последнем слове Цапок говорил, что всё равно выйду и буду мстить всем. И экстрасенсы в станицу приезжали, говорили: выйдут осуждённые на свободу. Поэтому, когда услышали о смерти главаря, первое чувство, которое посетило, – сомнение. Лишь потом подумалось: ну и слава богу, туда ему и дорога. Это нелюди, ничего человеческого в глазах – звериный взгляд. А их родственники всё время твердили, что и двойник уже найден в Испании. Да и в программе «Человек и закон» рассказывали о готовящейся подмене во время перевозки в Москву. И это достоверный факт. Но что-то пошло у них не по сценарию.
– А в самоубийство Черных поверили?
– Сразу поверили. Он ведь ещё на первом заседании признал свою вину и говорил: лучше бы была смертная казнь, чтоб сразу расстреляли. Мол, не смогу с этим жить. А потом его обработали, сказали, что выручим, и он начал менять свои показания. Они же там вместе сидели, общались. Но про него говорили, что несколько раз пытался с жизнью покончить.
– До трагедии с Цапком вы были знакомы?
– Практически нет. Моя вторая дочь Лена училась в одном классе с его старшим братом Николаем. Они были сопливыми никчёмными чмошниками. Потом, видно, решили: раз выделиться больше нечем, можно насилием власть получить. Тут их дядя пришёл из тюрьмы и стал их натаскивать. Они отбирали деньги, велосипеды у детей. Видно было, что ничего путного из них не получится. Потом в девяностых годах начали земли делить. И они стали подниматься, подниматься. Кто-то ж им помогал.
Корреспонденту «Крестьянина» удалось задать несколько вопросов и Джалилю Аметову.
– По каким признакам вы удостоверились, что Цапок настоящий?
– Пока шёл судебный процесс, я изучил его досконально. По морщинам, по узору щетины, по рукам. Кожа на руках у него нежная, белая, как у ребёнка. Он же не работал никогда в своей жизни.
– Вы верите в естественность его смерти?
– Мне без разницы, как он умер. Без разницы. Могло бы и по-другому сложиться, если бы на пожизненное отправили. Там могли бы за большие деньги выкупить, похоронить пустой гроб с номером. Лучше так. Я убедился – это он.
– Все потерпевшие выступили против того, чтобы бандита похоронили на кущёвском кладбище. А вас интересует, где и с какими почестями состоится погребение?
– Я не некрофил. Уже всё – нет его. Теперь пускай в аду жарится...
– Как вы считаете, что он мог рассказать?
– Он много что мог бы рассказать. Больше десяти лет наводил ужас не только на весь наш район – на половину Краснодарского края. Столько убийств! Людей они постоянно убивали. Там крутились сумасшедшие деньги.
* * *
Отпечатки пальцев трупа Цапка сличили с теми, что были взяты при его задержании. Они совпали. Через несколько дней станут известны результаты генетической экспертизы. Для сравнительного анализа по ходатайству СКР у матери, Надежды Цапок, взяли кровь. На похороны её не отпустили. «Цапчиха» сидит за мошенничество с кредитами. Трёхлетний срок в августе должен был подойти к концу, но с марта этого года мать главаря ОПГ обвиняют по новому делу – мошенничество с земельными паями.
Пострадавшим, для которых кладбище стало «вторым домом», удалось отстоять эту «выданную им бандитами землю» от праха головорезов. «У нас и так могила Николая Цапка стала чуть ли не символом Кущёвки. Как по телевизору идёт какой сюжет, так первая картинка – камень-указатель, вторая – его памятник, – возмущается Светлана Сребная. – Не хватало ещё аллеи убийц там, где наши родственники лежат».
Тела пожизненно осуждённых родственникам не выдают. Таких хоронят на специальном кладбище без имени и фамилии, под порядковым номером. Но поскольку приговор Краснодарского краевого суда о пожизненном заключении Сергея Цапка и Игоря Черных не вступил в законную силу, на них данное правило не распространяется.
Тело И. Черных 8 июля было выдано его матери. В этот же день она его тайно захоронила. Известно только, что не на местном кладбище.
Труп Сергея Цапка краснодарские «Коммунисты России» предлагали сжечь прилюдно. Именно эта идея частично и была воплощена. Тринадцатого июля Интерфакс сообщил: «Тело Сергея Цапка доставлено в Волгоград и готовится по просьбе родственников к срочной кремации». Место захоронения праха неизвестно.