АфтерСочи
Чуть более трёх месяцев прошло с того момента, как в Олимпийском Сочи отгремели последние салюты в честь окончания Олимпийских и Паралимпийских игр.
Организаторам Игр удалось сделать невозможное: за экстремально короткие сроки создать целые комплексы с современной инфраструктурой там, где раньше были только леса и горные реки. Неоднократно утверждалось, что район Большого Сочи модернизируют, глядя в далёкое будущее – чтобы курорт из российского превратился в международный. Корреспондент «Крестьянина» провёл в обновлённом Сочи чуть менее суток и постарался понять, что всё-таки ожидает город, название которого не так давно было на устах у всей планеты.
В пятницу, 27 июня, из Ростова-на-Дону в Сочи отправился первый рейс, организованный компанией «Аэросервис». Теперь жители южной столицы могут отправиться в Сочи по воздуху по вторникам и пятницам всего за 2-3 тысячи рублей в одну сторону, что примерно равняется стоимости места в купейном вагоне поезда. «Крестьянину» удалось побывать на первом рейсе в рамках пресс-тура, организованного «Аэросервисом» для ростовских СМИ.
Международный аэропорт Сочи, новое здание которого было построено в 2007 году, годен к эксплуатации всех видов воздушных судов, является одним из крупнейших в России и ничуть не уступает, к примеру, московскому «Шереметьево». Однако вызывает вопросы сервис в зале ожидания. К примеру, ни в одном из автоматов с едой и напитками не было ни единой бутылки питьевой воды, несмотря на достаточное количество других продуктов. Воду можно приобрести только лишь в кафе, цены в которых не отличаются приветливостью. Аптека также отсутствовала. Но по-прежнему находящиеся в продаже товары с олимпийской символикой радуют глаз. Равно как и огромные олимпийские кольца напротив входа в аэропорт.
По пути из аэропорта нас то и дело встречали плакаты, стенды и баннеры с символикой Игр. Старый-добрый Адлер действительно невозможно было узнать – он превратился в абсолютно новый, до неузнаваемости облагороженный город. Но на береговой линии мало что напоминает о курорте международного уровня. Слабо обустроенные пляжи с бродячими собаками, продуктовые магазины с кусающимися ценами и кафешки с музыкой родом из девяностых – всё точь-в-точь как десять лет назад.
До Розы Хутор, горнолыжного курорта в районе Красной Поляны, где во время Игр находился горнолыжный кластер, можно добраться тремя путями: по железной дороге на скоростном электропоезде «Ласточка», по старой дороге, которая в течение многих лет была единственным способом добраться на Красную Поляну, и по новой высокотехнологичной трассе с вантовым мостом, которая была построена специально к Олимпиаде. К сожалению, прочувствовать всю прелесть путешествия по новой дороге нам не удалось: часть её была перекрыта в связи с приездом в Розу Хутор Дмитрия Медведева.
Совсем недалеко от горнолыжного кластера расположилась старейшая в районе Красной Поляны турбаза «Горный воздух», открытая ещё в 1924 году. Во время подготовки к Олимпиаде здесь жили строители. Бытовки и вагончики стоят здесь до сих пор, и нельзя сказать, что условия проживания там идеальны. Несмотря на окончание Игр, практически везде ведутся активные строительные работы: в ущелье Ах-Цу строят тоннель, на отдельных участках трассы «Адлер – Красная Поляна» также можно увидеть строительную технику. На курорте Роза Хутор продолжается строительство набережной вдоль реки Мзымта, а на всём протяжении канатной дороги вплоть до самой вершины Роза Пик высотой 2320 метров на склонах гор то тут, то там можно увидеть признаки стройки – грузовые автомобили, трубы, кабели и тросы. Иными словами, сочинский горнолыжный курорт не прекращают совершенствовать и развивать.
Дух Олимпийских игр ещё не покинул эти места: на балкончиках домов в горной Олимпийской деревне развешены флаги стран-участниц, в самом городе Роза Хутор на набережной Мзымты стоят фигуры символов Олимпиады и Паралимпиады, с которыми радостно фотографируются туристы. Их, кстати, в горнолыжном кластере очень много, но иностранцев среди них мы не встретили.
Такая же ситуация и в Олимпийском парке в Имеретинской долине: туристов достаточно много, однако везде – только русская речь. После передачи спортивных объектов парк снова открылся для посещения – произошло это 5 апреля. Большая стройка ведётся и здесь: уже почти возвели монументальные трибуны для гонок «Формула 1», которые пройдут здесь 10-12 октября, строится также автодром и трасса. Кроме того, скоро начнут работу гигантские американские горки в тематическом парке развлечений и аттракционов. Туристы с энтузиазмом обследуют территорию парка на электромобилях, проходят внутрь ледового дворца «Большой» и изучают другие олимпийские объекты, однако огромный стадион «Фишт», где проходили церемонии открытия и закрытия Игр, производит впечатление заброшенности. На ступеньках к нему – ржавые подтёки, кое-где облезла краска на стенах. Но хочется верить, что вскоре «Фишт» снова засияет – ведь впереди у него Чемпионат мира по футболу в 2018 году, к которому стадион обещают обновить и перестроить.
Вокруг Олимпийского парка расположилась Набережная с пляжем, на котором практически отсутствует необходимая отдыхающим инфраструктура (например, кабинки для переодевания или спасательные посты). Но это не мешает им купаться и загорать практически под самыми стенами гигантского «Фишта».
Подаривший миру Олимпийский праздник Сочи живёт, развивается и явно не собирается переставать напоминать о себе – он станет ареной крупнейших спортивных событий ближайших лет, здесь будут проходить регулярные матчи Континентальной хоккейной лиги, здесь продолжает обустраиваться горнолыжный комплекс высокого класса. Однако сможет ли стать Сочи курортом по-настоящему международным, популярным среди туристов как России, так и других стран? Пока что ценовая политика курорта такова, что отдых тут не по карману бюджетному российскому туристу, а уровень сервиса вряд ли устроит привередливого, привыкшего к качеству иностранца.
Анна БАДЯКИНА
Фото автора