Дома – не лучше

В тревоге за родных украинские беженцы стыдятся принимать помощь России.

В Ростовскую область продолжают приезжать беженцы из Украины. По данным, предоставленным правительством региона, в течение воскресенья, 15 июня, прибыло 13,5 тысячи жителей Украины. 4,7 тысячи человек выехали из России на Украину. Всего же за период действия режима ЧС (был объявлен 4 июня) в Ростовскую область прибыло более 109 тысяч жителей Украины, 61 тысяча из них осталась в России, в том числе в Ростовской области.

С оформлением статуса беженцев или иных документов вновь прибывшие не спешат: по российскому законодательству они могут находиться на территории России с миграционной карточкой 90 суток (а возможно, этот срок продлят до 180 суток – с такой инициативой выступили депутаты Госдумы). По данным УФМС по Ростовской области с 3 по 14 июня только две семьи обратились с ходатайством о признании беженцами.

Из-за наплыва граждан Украины чиновники Ростовской области остались без выходных. Замгубернатора Сергей Бондарев заявил, что власти готовятся к увеличению потока прибывающих на фоне заявлений президента Украины. 10 июня Пётр Порошенко сообщил о необходимости создать гуманитарный коридор для выезда мирного населения из зоны боевых действий. Однако куда будет направлен этот коридор, Порошенко не уточнил. А уже 11 июня и. о. министра обороны Украины Михаил Коваль заявил о создании фильтров при спасательных лагерях, где будут проверять всех покидающих зону силовой операции на причастность к терроризму.

Позже уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская опровергла информацию о создании фильтрационных лагерей. О начале работы гуманитарных коридоров сообщили украинские СМИ, однако представители Луганской народной республики заявили, что гуманитарных коридоров не видели.

Зато 16 июня президент Украины созвал Совет национальной безопасности и обороны СНБО для обсуждения «мирного урегулирования ситуации на востоке». Одним из обсуждаемых вопросов значится закрытие государственной границы с Россией. В министерстве иностранных дел Украины считают, что «стабилизация ситуации в стране зависит от готовности российской стороны прекратить поддержку» ополченцев. На фоне таких заявлений активность на пропускных пунктах российско-украинской границы (судя по статистике Южного таможенного управления) выросла.

В свою очередь, Министерство иностранных дел России тоже недовольно действиями украинской стороны на границе. На официальном сайте министерства перечисляются факты провокационного нарушения границы украинской техникой – самолётом СУ-27, вертолётом МИ-8 и бронетехникой. 13 июня произошёл и вовсе загадочный случай: в Куйбышевском районе вблизи от села Миллерово на территорию РФ заехал и заглох украинский бронетранспортёр с восемью военнослужащими на борту. Российские пограничники прибыли на место для выяснения обстоятельств и увидели второй бронетранспортёр, который прибыл на помощь заглохшему. Вторая машина нарушать государственную границу не стала, а лишь приняла на борт экипаж заглохшего транспортёра и удалилась.

В Куйбышевском районе также установлены факты попадания пуль в частное домовладение, расположенное близко от границы. А в хуторе Примиусском 15 июня обнаружены три неразорвавшихся снаряда, предположительно принадлежащих вооружённым силам Украины. В связи с этим МИД России требует от украинской стороны отвести военную технику дальше от границы.

– Работать стало небезопасно, и я боюсь, что пшеницу подпалят снарядами до её уборки, – рассказал «Крестьянину» Сергей Авакян, директор ООО «Рассвет», чьи поля находятся на приграничной территории. – Слышны выстрелы, украинцы используют установки «Град». Мои механизаторы отказываются выходить на работу в таких условиях. Более того, украинские военнослужащие устроили в посадке на границе лагерь, теперь на полях очень много мусора от упаковок с провиантом, судя по надписям, американского производства.

К 15 районам Ростовской области, где был введён ЧС, добавился ещё один – Усть-Донецкий. Здесь в хуторе Пухляковском власти временно разместили 71 жителя Луганской области. На оплату проживания украинских мигрантов, по подсчётам губернатора Ростовской области Василия Голубева, потребуется 350 млн рублей ежемесячно – такую сумму он попросил выделить региону из федерального бюджета. По состоянию на 14 июня благотворительный фонд «Доброе дело» собрал свыше 10 млн рублей – это деньги, которые пожертвовали жители Ростовской области и предприятия.

Число сочувствующих украинцам в России растёт. «Мы готовы принять одну семью или просто трое-четверо детей, встретим на вокзале, обеспечим. Я очень переживаю за жителей Украины. У нас есть место принять людей и все в семье согласны», – письмо с таким содержанием пришло на электронный адрес газеты «Крестьянин». Автор письма Ирина Костина оставила свой телефон, который мы передали в региональное министерство труда и соцразвития. Там создан штаб, в котором принимают заявки от желающих принять к себе на проживание жителей Украины. По данным на 16 июня в донских семьях было размещено уже свыше трёх тысяч вынужденных переселенцев с Украины, – сообщает правительство региона.

Поддерживать прибывающих жители региона готовы не только материально. Для проживающих на территории пансионатов проводятся экскурсии, при лагерях для беженцев организована работа психологов МЧС.

– Эмоциональный накал очень сильный, – высказал своё впечатление от общения с жителями Украины Виктор Пархоменко, директор оздоровительного центра «Дмитриадовский». – Особенно это выразилось во время встречи с генсеком ОБСЕ Ламберто Заньером 12 июня.

Сюжеты об этой встрече показали все ведущие каналы страны. Журналисты обращали внимание, что когда генсек сказал: «Пётр Порошенко желает процветания страны и будет создавать новые рабочие места...», толпа не выдержала. Женщины со слезами на глазах выкрикивали, что «это не наш президент, мы его не выбирали», это «убийца детей», и спрашивали Ламберто: «Когда прекратится обстрел?»

– Встреча длилась примерно полчаса, могло быть и дольше, вопросов было к нему много, но генсек опаздывал на самолёт, – рассказал очевидец встречи Виктор Пархоменко. – Клуб рассчитан на 300 человек, но участников было больше: все места были заняты и ещё стояли в проходах. Заньер говорил через переводчицу. Женщины были на грани срыва, плакали, кричали. А вопросы, которые они задавали генсеку ОБСЕ, по большей части, как мне показалось, остались без ответа. Вообще, я даже удивился, насколько едина может быть толпа в выражении своего мнения. Заньера спрашивали, когда прекратится эта война, когда им можно будет вернуться домой. Они говорили, что ни на кого не нападали, это на них напали, а им пришлось обороняться. И ещё, они говорили, что им стыдно хорошо здесь питаться, потому что их родственники, которые не смогли выбраться, умирают от голода: в Славянске уже не работают магазины. На все вопросы Ламберто Заньер отвечал уклончиво: «будем стараться», и не смог сказать, чем конкретно его организация уже помогла людям.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин