«Собаки» на новый лад: постмодернистский мюзикл для всех
В праздничные выходные 13, 14 и 15 июня двери Молодёжного театра были открыты для всех неравнодушных к театру и культурной жизни города ростовчан. Закрытие очередного театрального сезона ознаменовалось премьерой action-мюзикла «Собаки-якудза» - постановки во всех смыслах необычной.
Режиссёр-постановщик мюзикла, главный режиссёр Молодёжного театра Михаил Заец отметил, что «Собаки-якудза» вполне могут быть названы преемниками знаменитых «Собак» Владимира Чигишева. Рок-опера «Собаки» с успехом шла на сцене тогда ещё ТЮЗа с 1987 по 2003 года. Спектакль был действительно провокационным и соответствовал духу перестроечного времени – песни «заозёрного» неформального поэта Геннадия Жукова («заозёрными» в то время называли группу молодых поэтов из Танаиса), неформальная рок-музыка, актёры в одежде металлистов. При этом и тема рок-оперы была остросоциальной - актёры играли бездомных собак, живущих в овраге, который собирались засыпать, чтобы на его месте построить многоэтажку. Характерная для русской литературы тема «маленького человека» играла новыми красками, сочетаясь с андеграундной музыкой, неформальными образами и дерзким настроением эпохи перестройки. Новые «Собаки-якудза», поставленные по пьесе Юрия Клавдиева, с первого взгляда во многом похожи на своих предшественников. На сцене – неформально одетые, словно рокеры или рэперы, актёры, исполняющие роли бездомных собак. Музыка и песни – отнюдь не попса, а, скорее, смесь хип-хопа, фанка, соула и регги. Только вот время сейчас не перестроечное, поэтому едва ли новый мюзикл сможет прозвучать так же смело и ново, как «Собаки» Чигишева.
Сюжет пьесы прост. Главный герой, ирландский сеттер Свен (заслуженный артист республики Бурятия Евгений Овчинников) оказывается на улице, больше не нужный своим хозяевам, и пытается найти своё место среди враждующих групп бездомных псов – настоящей собачьей мафии, якудза. Поначалу он ждёт, что хозяин за ним придёт, но затем осознаёт бессмысленность своей надежды и пытается жить дальше, причём не жить, а, скорее, выживать. К слову, мотив ожидания хозяина напомнил абсурдистскую пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Однако если эта аллюзия и задумывалась драматургом, то она не получила должного воплощения. Хозяин так и не пришёл, и Свен отбросил прочь прошлую жизнь, начав активнейшим образом строить жизнь новую.
Евгению Овчинникову удалось создать образ романтика-интеллигента с гитарой, героя-одиночки, который стремится к свободе и своеобразной самореализации. Вступать в чью-либо банду и вообще прогибаться под изменчивый мир не для него – он лучше будет один, или же соберёт группу единомышленников и будет жить по своим правилам. Однако его стремление к честной жизни вступает в диссонанс с методами, которые он избирает – сотрудничать как с Гором (Сергей Беланов), так и Баксом (Григорий Волков), лидерами противоборствующих банд (правда, для того, чтобы потом оставить их обоих ни с чем). Кроме того, у Свена всё получается подозрительно быстро и легко – и найти друзей, и обрести влияние в мире бездомных псов, и повстречать любовь. Но это скорее касается самой пьесы, нежели её воплощения на сцене. Игра Евгения Овчинникова же была весьма убедительна – во время монолога о свободе, которую можно ощутить на крыше, в глазах актёра читалось настоящее сопереживание судьбе своего героя.
Вжиться в действие action-мюзикла удалось всем без исключения актёрам – они пели, танцевали и исполняли своеобразные пластические номера на металлических декорациях с необыкновенной отдачей и профессионализмом. Говоря о созданных артистами образах, нельзя не отметить хозяина собачьей ночлежки Атоса (Александр Волженский) – его трагичной истории веришь, ему по-настоящему сопереживаешь. По сравнению с ним главарь одной из собачьих банд Гор выглядит чуть менее ярко, недостаточно «прописано». Банды Гора и Бакса в какой-то степени дополняют друг друга. Суровый бывалый Гор и двое его приспешников-верзил Рыжий (Владимир Ануфриев) и Карий (Вячеслав Кусков) – псы из парка - едва ли похожи на молодого дерзкого юнца Бакса и его шавок (Анна Богун, Арина Волженская, Ирина Волкова), «скверных парней» - собак из сквера. Но вместе они составляют общую картину городской собачьей мафии, в которую Свен явно не вписывается. Интересен образ головореза Принца из банды Бакса (Роман Меринов): его кровожадная ярость противостоит хитрой смекалке Свена и проигрывает ей.
Среди второстепенных героев-одиночек, подобных Атосу, стоит особняком дед Собак (заслуженный артист России Юрий Филатов) – исполненный восточной мудрости персонаж, который занимается тем, что лечит покалеченных в уличных боях псов. На наш взгляд, Юрий Филатов показал настоящего индийского садху, аскета, который знает о жизни нечто большее, чем правила выживания на улице и науку борьбы за территорию. Нельзя не отметить комического Вертера (Алексей Остафийчук) – забавного глуповатого пса, поддерживающего Свена. Вертер изначально даже имени-то не имел, а потом услышал в разговорах готов красивое непонятное слово и решил, что вот оно-то ему и подходит. Людмиле Мелентьевой, исполнившей роль таксы Нэнси, удалось передать сочетание как рафинированности холёной домашней собачки, так и смелости и охотничьей дерзости, присущей такой породе, как такса. Второй значимый женский персонаж – Кошка в исполнении заслуженной артистки РФ Валерии Исквориной. Актриса создала ярчайший образ настоящей кошки, хитрой и юркой, в чём-то богемной, однако в паре моментов её речь была чересчур кошачье-манерной, что выглядело несколько неестественно.
О Бухаче, единственном присутствующем на сцене человеке, ненавидящем бродячих собак и пытающемся их перестрелять (Сергей Гуревнин, Виталий Филипповых), на протяжении всего мюзикла много говорится, но образ его выполняет скорее техническую, а потом уже смысловую функцию. По ходу действия Бухач следит за камерами видеонаблюдения и представляет хронологию сюжета – говорит о том, когда и где происходит действие («21:05, сектор «B»…»). Собаки же его отчаянно боятся, и только Свен находит смелость его укусить.
Авторство всех песен, исполнявшихся на сцене, принадлежит ростовской группе «Mat!Э band», проекту, созданному Максимом Кузнецовым и Петром Шатиловым, которые сами определяют свой стиль как Rasta-Hip-Hop. Широкой публике песни этой группы стали известны благодаря популярному сериалу «Молодёжка». Общий стиль музыки и тексты песен схожи с тематикой пьесы. Проблемы жителей большого города, пытающихся найти в нём своё место и при этом сохранить чистую душу и найти свой путь – всё это отражено и в лирике, и в сюжете мюзикла. Жизненность текстов песен и рэп-музыка, особенно популярная сейчас, - вот то, благодаря чему новая постановка Молодёжного вполне может по-настоящему полюбиться зрителям.
Тексты песен «Mat!Э band» достаточно эклектичны – в них житейские размышления смешиваются с идеями восточных учений и масс-культурными феноменами, что придаёт им постмодернистский оттенок, присущий и самой постановке. В течение всего действия пьесы на экране транслировались записи камер видеонаблюдения различных районов города, где обитают собаки. Во время драк собачьих стай показывались сцены боя самураев из чёрно-белых японских фильмов (собаки-то всё-таки - якудза). А появление каждого нового героя сопровождалось показом на экране досье на соответствующую ему породу собаки. Сочетание эклектичности костюмов, в стиле которых комбинируются глэм-рок и хип-хоп (к слову, работа над костюмами и сценографией принадлежит главному художнику театра им. Вахтангова Максиму Обрезкову, который уже сотрудничал с Молодёжным театром при подготовке спектакля «Олеся»), и необычных смелых танцев и пластических номеров (их постановщиками стали хореографы Школы танцев Александра Полякова Dance School) также придало мюзиклу вкус постмодерна. Правда, постмодерна массового, но ведь нацеленность на массовую аудиторию чаще всего присуща мюзиклу как жанру.
«Собаки» Чигишева покорили не только ростовскую сцену – им удалось ворваться в театр на Таганке, спектакли были показаны во Франции, Японии, Мексике… Смогут ли сделать подобное «Собаки-якудза», покажет время. Но ясно одно – простой, но жизненный сюжет, интересный и взрослым и детям, а также жизнеутверждающая музыка группы «MatЭ band» ненавязчиво помогут поднять настроение и при этом заставить на некоторое время позабыть ежедневную спешку и задуматься о собственной жизни. Как сказал в одном из моментов пьесы дед Собак, «времени никогда нет, особенно если тратить его на поиски жертвы, а не истины». И с этим сложно не согласиться!
Анна БАДЯКИНА
Фото: http://vk.com/roamt