На берегу этой дикой реки
Коварный Егорлык подмывает огороды станичников, подбираясь уже и к домам.
Людмила Николаевна Семенина купила дом на высоком берегу Егорлыка в 1986 году. Место замечательное. До центра станицы – полкилометра, где все блага цивилизации и рынок, и река под боком, где можно и рыбку половить, и уток с гусями держать, и шашлыки в беседке жарить. Правда, тревожили роднички, бьющие из-под горы, из-за которых стала осыпаться круча. Но когда сделали дренаж, всё прекратилось.
А три года назад река как сдурела. Течение как-то стало по-другому закручиваться, и повалился берег в Егорлык. Ушли в воду и загородка для уток, и часть огорода с деревьями и сетчатым заборчиком. Кирпичный сарай оказался на самом краю обрыва.
К кому взывать?
– Такая история не только у меня, но ещё у пятерых соседей, – говорит Людмила Николаевна. – Но у них уплывают пока огороды, к постройкам река подошла только на моём участке. Я с апреля по август прошлого года по мукам бегала, просила помощи. Но в сельсовете сказали, что река – это не их компетенция, а федерации.
Как говорит Семенина, она такой уж большой активности не проявляла, а вот сосед Владимир Егуменов, живущий через двор, бьёт тревогу уже лет 5-6. Написал письма во все инстанции, даже к тогдашнему президенту Медведеву. После этого чиновники на всех уровнях зашевелились, приезжали смотреть берега и вынесли неутешительный вердикт. Есть три пути решения проблемы: изменить русло реки, укрепить берега или переселить всех, кому угрожает Егорлык. Первый вариант обойдётся в 100 миллионов, второй – в 160, третий – гораздо дешевле. А во сколько? Никто не знает, пока не оценят постройки на этих шести подворьях.
Но это всё только разговоры. Главная проблема: кто будет выделять хоть большие, хоть малые деньги.
Пока ничего не ясно
Наша давнишняя читательница и без преувеличения народный корреспондент станицы Новотроицкой Любовь Сергеевна Читалова рассказала мне эту историю. Когда люди поняли, что чиновники будут тянуть резину до бесконечности, они обратились к ней: «Люба, помогай через своих журналистов». Она и подняла эту бучу. В Новотроицкой уже побывали телевизионщики с четырёх каналов, в том числе и одного центрального. А в итоге?
Станичный глава Сергей Лебедев заявил, что у местной власти денег, чтоб решить проблему, нет. Но всё же полмиллиона рублей выделил, на которые Семениной и Егуменову завезли землю и камень, чтоб хоть как-то укрепить берег. Однако и сам глава, и хозяева подворий понимают, что это полумера, которая лишьслегка отдалит катастрофу. Если и дальше Лебедев будет заниматься берегоукреплением, то может и под суд попасть за нецелевое использование средств.
Глава района Владимир Козлов, которому я позвонил по телефону, тоже сказал, что район просто не имеет права финансировать работы, даже если бы у него и были средства.
– Всё, что мы можем делать и делаем, это обращаться через краевые структуры к федеральным, чтоб нас услышали и открыли финансирование. Таких денег, которые необходимы на изменение русла или укрепление берега, вряд ли кто даст, а вот на переселение людей – вполне реально, – говорит Владимир Ильич.
Но вот что интересно. Министерство природных ресурсов Ставропольского края, которое, по идее, и должно стать тем мостиком между местной властью и федеральной, умыло руки. Заместитель министра Дмитрий Дегтярёв заявил перед телекамерой, что они к этому делу никакого отношения не имеют, мол, местная власть должна заниматься проблемой. Круг замкнулся.
Так кто же должен этим заниматься? Коллеги с Первого канала всё же выяснили: чиновники по линии Федерального агентства водных ресурсов признали, что это их тема, и даже пообещали выделить 10 миллионов на переселение людей. Эту новость и сообщили станичникам.
– Я слышал об этом, но никто официально мне пока ничего не сообщал, – говорит глава района Владимир Козлов. – Это единственный реальный путь. Мы готовы помочь им купить жильё в других частях станицы. Но тут опять закавыка…
А мы не хотим
Оказывается, узнав, что многолетнюю проблему, может, скоро и начнут решать, хотя всё пока на уровне слухов, станичники тут же занялись излюбленной русской забавой – делить шкуру неубитого медведя. Уже сосед косо смотрит на соседа. «А если ему больше достанется, чем мне? А по какому праву?»
Подозреваю, что самый активный участник этой истории Владимир Егуменов как раз по этой причине отказался беседовать со мной и показывать переписку, сославшись на занятость. До этого он щедро делился информацией, а тут залёг на дно. А вдруг себе во вред откровенность?
Уже когда сельсовет завозил землю и камень, соседи переругались между собой. Одна не разрешала машине проехать через свой участок, чтоб подобраться к обрыву на территории Семениной: «Пусть мне компенсацию дадут!» Хотя на участке всё бурьяном поросло. Пришлось и ей подсыпать землю. Обычно беда сплачивает людей, а тут наоборот.
Справедливости ради надо сказать, что люди обоснованно опасаются, а смогут ли они приобрести равноценное жильё, если им и выдадут компенсацию?
– Я приехала сюда из Белоруссии, чтоб быть рядом с дочкой, – говорит Нина Борисовна Мамедова. – Купила этот домик на последние деньги, сделала здесь ремонт, туалет, ванную. У меня больное сердце, сил совсем не осталось. Если меня переселят, я уже ничего сама не смогу обустроить. Лучше уж здесь век доживать.
– Да и я не хотела бы съезжать, хоть дом уже трещит, – говорит Людмила Николаевна Семенина, – равноценное жильё в хорошем месте будет миллиона два стоить. Вряд ли мой дом в такую сумму оценят. Что ж, опять всё сначала начинать? Может, как-то протянем и здесь? Пусть нам лучше берег укрепят на эти деньги.
Вот об этой закавыке и говорил глава района. Он признался, что озадачен. Писали, бились, поставили на уши прессу, чиновников. А как забрезжил в конце туннеля призрачный свет, уже и на попятную готовы идти. Всё по-русски. И хочется, и колется, и если бы да кабы, и гром пока не грянет…
Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.
ст-ца Новотроицкая, Изобильненский р-н,
Ставропольский край