Чем хорош семейный бизнес? (23.07.2008)
Нет ничего удивительного в том, что дети известных актёров, певцов, политиков продолжают дело своих родителей. Дорожка уже, так сказать, накатанная: влиятельные лица и высокие связи - как на блюдечке, многие трудности преодолены предками, а громкая фамилия всегда открывает нужные двери…
Но кому не известно, что Кристина Орбакайте, Стас Пьеха и Никита Малинин обладают не столь сильными и оригинальными голосами, как их родители. Так же как Настя Немоляева, Александр Лазарев-младший и Ксения Алфёрова пока не могут похвастать достойными ролями. Многим сынкам и дочкам с громкими фамилиями то и дело намекают, что на детях знаменитостей природа отдыхает… Так что не стоит им особо завидовать!
На Руси испокон веков считалось доброй традицией продолжать дело отцов. С гордостью говорили: «В нашем роду до пятого колена - все гончары». Или: «Мастер - золотые руки, это у них семейное!» Но современный семейный бизнес зачастую исходит из нежелания делиться прибылью: «Надоело работать на чужого дядю!».
- Семейный бизнес - это двигатель жизни всех его участников, - считает Евгений Андреев, генеральный директор ландшафтной фирмы «Динос-Парк». - Семейное дело - это когда ты ложишься спать и тебе снятся сны о твоих проектах. Когда ты едешь отдыхать для того, чтобы найти новые идеи и посмотреть ландшафты других, и тебе это нравится. Конечно, сложно разделить рабочее время и выходные дни. Отдых для нас - не награда за работу, а ее продолжение.
Небольшая семейная компания, как наша, очень удобна с точки зрения управления: мы оперативно реагируем на изменение условий внешней среды. Плюс к этому - мне не нужно прилагать лишних усилий для того, чтобы что-то объяснять членам семьи. Они понимают состояние дел без лишних слов. Другой положительный момент в том, что в семейном бизнесе накопленные знания, опыт не уходят вместе с увольняющимися наемными работниками, а всегда остаются внутри компании. Правда, порой именно к близким приходится быть особенно требовательным…
Жители г. Ижевска Николай и Юлия Мацулевич успешно воплотили в жизнь свою давнюю мечту - магазинчик эксклюзивных подарков «Сказочник». Найдя хороших мастеров по дереву, металлу, портных, они выполняют заказы на создание или подбор индивидуальных подарков. Пока Николай ведёт переговоры с поставщиками и мастерами из других городов, жена проверяет бухгалтерскую отчётность, содержит штат продавцов, организует в магазине интересные выставки для клиентов, приглашая психологов, актеров, художников.
Появившийся недавно журнал «Семейный бизнес» выходит под девизом: «Добейся успеха в бизнесе, сохранив семью и здоровье!». Главный редактор журнала Лариса Ласточкина часто получает письма от удивленных читателей: «Любому человеку в жизни хорошо удаётся что-то одно: либо семья, либо карьера. А вы предлагаете совмещать. Так не бывает!».
- Бывает! - отвечает редактор. - Просто задумайтесь, ради чего вы работаете. Если ваш изначальный мотив - большая сумма денег, тогда, конечно, можете даже не заглядывать в наш журнал. Но если отправной точкой для вас служат комфорт и благополучие ваших близких, то почему бы не совместить приятное с полезным?!
В самом деле, чаще видеть своих родных, обсуждать с ними общее дело или семейное творчество, вместе планировать свое будущее - что может быть лучше этого?
Понятие «семейный бизнес» уже давно используется в западной практике, но до сих пор не получило широкого распространения у нас. Тем не менее, семейные предприятия в нашей стране уже составляют, по некоторым данным, до 70% от общего числа малых и средних предприятий.
Сегодня всё больше появляется семейных магазинчиков, парикмахерских, кондитерских, фермерских хозяйств, частных пекарен, мебельных цехов, домашних яслей, детсадов. Может быть, этот список проектом своего семейного дела продолжите вы?..
Газета Копилка советов №30