Дорожная сага: ростовская глава

Можно было бы начать с расхожей фразы о двух российских (а значит, и ростовских) бедах. Однако мы уделим внимание лишь одной из них (хотя как знать!) – проблеме ростовских дорог. Каждый, кто приезжает в Ростов впервые, обращает внимание на невероятные заторы на автомагистралях. Горожане с ними если и не смирились, то точно уже привыкли к ежедневным многочасовым рандеву с проспектами Нагибина, Стачки, Большой Садовой… Закрытие Ворошиловского моста только придало им дополнительного шарма. И не скажешь, что не предпринимается никаких попыток изменить ситуацию в лучшую сторону – помимо разработки проектов тоннелей и метро активно строятся подземные и надземные переходы, реконструируются улицы. Но создаётся впечатление, что это – лишь временные меры экстренного характера, в то время как полноценная концепция реконструкции и обновления дорожной сети в городе отсутствует. «Крестьянин» решил попытаться разобраться в ситуации.

Над и под: переходная дилемма

В декабре 2013 года на напряжённом участке проспекта Нагибина у мегацентра «Горизонт» началось строительство подземного перехода. За месяцы, что длится его постройка, ситуация на этом участке дороги стала ещё более тяжёлой, в районе стройплощадки транспорт движется по сути по полутора полосам в одну сторону, а ввести переход в эксплуатацию обещают не раньше конца 2014 года. И это – при самом оптимистичном течении событий. Постройка этого перехода обойдётся почти в 87,5 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем надземный переход на улице Малиновского. Однако горожане, ежедневно проезжающие этот участок дороги, энтузиазма не преисполнены.

- Решение строить переход правильное. Запоздало всего на 15 лет. Городу нужны ещё 20 подземных переходов. А также план развития транспортной сети города, - говорит ростовчанин Александр Яковлев.

Упомянутый выше переход на Малиновского уже открыт, но ожиданий он не оправдал. Лифты для инвалидов-колясочников не работают, а плитка, которой выложен переход, очень скользкая. Ростовские сайты переполнены гневными комментариями относительно нелогичности строительства именно надземного перехода именно на этом участке дороги:

- А как мамашки с колясками через Малиновского переходить будут? На надземный переход подняться сложновато по ступенькам, - жалуется анонимный пользователь сети.

- Я сегодня тоже там ползала… Ветром сдувает с моста, спускаться страшно. Ладно без пакетов - держишься за поручень. А как с двумя пакетами? – недоумевает пользователь IngaFox.

Также в планах городской Администрации строительство ещё одного подземного перехода на проспекте Шолохова в районе пригородного автовокзала и двух надземных - на проспекте Стачки у остановки «Бабушкина» и проспекте Космонавтов. Переходы позволяют убрать светофоры, что увеличивает скорость движения транспортного потока, однако представляют определённую сложность для пешеходов, в особенности пожилых или с колясками.

По словам директора Дорожно-транспортного научно-исследовательского института РГСУ Дениса Николенко, в строительстве переходов действительно есть смысл, однако ограничивать реконструкцию дорожно-транспортной сферы города только лишь этим нельзя:

- Строительство перехода на Нагибина – решение, несомненно, верное, но мера эта всё же временная, кардинально она ничего не изменит. Машин же будет становиться больше и больше. Конечно, самым эффективным способом решить проблему было бы введение метро.

Свежо преданье о подземном царстве

В Донской государственной публичной библиотеке уже не первый год висит Принципиальная схема сети Ростовского метрополитена. Проектировать метро в Ростове начинали ещё в 70-80 годах прошлого столетия. С тем, что метро жизненно необходимо одному из крупнейших в России городов с населением более миллиона человек, не поспоришь. Однако несмотря на то, что разговоры о подземке ведутся уже несколько десятилетий, конкретных решений не принято, по сути, до сих пор. Определённые подвижки есть - 18 января 2013 года был утверждён проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена. Данный проект будет претендовать на финансирование строительства по федеральным программам. В лучшем случае ввод в эксплуатацию первого этапа строительства произойдёт в 2020 году. Эта линия позволит разгрузить направление от Западного до Нахичевани через центр. К строительству второй линии направления «Север-Юг» планируется приступить не раньше 2025 года. Естественно, что довольно неопределённое состояние столь масштабного проекта и долгосрочность его осуществления явно не смогут помочь городу начать дышать свободно в ближайшие годы. Тем не менее, мечта о метро считается панацеей для ростовских дорог вот уже долгие годы – равно как и платная подземная магистраль «Северный тоннель».

С точки зрения пропускной способности направление «Север-Юг» действительно считается самым проблемным. Но строительство подземного платного тоннеля сейчас отошло на второй план – приоритет отдан метрополитену. По словам мэра Ростова Михаила Чернышёва (сайт 161.ru), был проведён аукцион на право проектирования и дальнейшее строительство тоннеля, но инвесторы не проявили к конкурсу интереса. Однако отказываться от идеи никто не собирается, что позволяет называть «Северный тоннель» второй по масштабу стройкой века в городе. 

Как считает Денис Николенко, «Северный тоннель» мог бы стать отличным подспорьем в уменьшении транспортной загруженности на одном из главных направлений в городе, но осуществление этого проекта сопряжено с большими трудностями:

- Этот тоннель предоставил бы автомобилистам возможность выбора – заплатить определённую сумму и проехать по тоннелю без пробок, или же поехать обычным путём. Естественно, желающие пользоваться тоннелем нашлись бы, и ситуация на данном направлении разгрузилась. Проект предполагает государственно-частное партнёрство, то есть как выделение средств на постройку из федерального бюджета, так и инвестиции частных компаний. Строительство тоннеля во многом превосходит стоимость строительства дороги, проект очень дорогой, и власти пока ещё не нашли инвесторов, готовых вкладывать деньги в долгосрочную перспективу. Ведь тоннель окупится далеко не сразу после начала работы. Поэтому этот проект до сих пор находится в зачаточном состоянии.

Латание дыр или концептуальные решения?

Известно, что в период с 2014 по 2018 годы на развитие и эксплуатацию транспортной инфраструктуры власти планируют направить 26,3 млрд. рублей. В 2013 году Дживан Вартанян, занимавший в то время пост министра транспорта области, заявил, что планируемое строительство различных объектов транспортной инфраструктуры (к примеру, северного обхода города или автодороги от улицы Шоссейной до Западного подъезда, строительство восточного обхода Аксая) будет являться не столько развитием инфраструктуры города, сколько заложит фундамент для Ростовской агломерации:

- Все эти объекты послужат улучшению транспортной доступности внутри Большого Ростова. Это не только северный обход Ростова-на-Дону, Ворошиловский мост, магистрали левобережья, но и дорога к будущему аэропорту «Южный» – её планируется построить в 2015 году.

Действительно, строительство дорог, связывающих объекты агломерации, в частности, Северного обхода, имеет большое значение и сможет снизить напряжённость на дорогах внутри Ростова. Так считает и Денис Николенко: 

- Транзитный транспорт, проезжающий через Ростов, представляет огромную проблему. А комплексной системы объездной кольцевой дороги вокруг города по-прежнему нет.

 Однако разве можно говорить о разработке концепции развития дорожной сферы Большого Ростова, если сам по себе Ростов задыхается в многочасовых пробках, а системно продуманного плана решения этой проблемы до сих пор нет? 
В число инвестиционных проектов Министерства транспорта Ростовской области входит строительство аэропортового комплекса «Южный» и Ростовского универсального порта. Особое внимание планируется уделить развитию дорожной инфраструктуры Ростова к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году. Об этом в феврале заявил губернатор Василий Голубев, обозначая перед новым министром транспорта Области Виталием Кушнарёвым приоритетные задачи на ближайшие годы:

- На последующие четыре года подготовка дорожной и транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018 должна стать приоритетным направлением (www.rostov.aif.ru).

Однако какая-либо системная концепция переустройства дорожной системы внутри Ростова, учитывающая в комплексе все перечисленные выше факторы, отсутствует. В утверждённой в конце 2013 года муниципальной программе под названием «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону на период 2014 – 2018 годов» в качестве основных направлений работы названы следующие: внедрение автоматизированных систем управления перевозками и движением, разработка проектной документации на строительство первой линии Ростовского метрополитена и модернизация парка подвижного состава городского пассажирского транспорта. Разумеется, в число приоритетных задач вошёл также ремонт и реконструкция магистралей. Но вряд ли эти меры можно назвать попыткой комплексно взглянуть на транспортную проблему города. Отдельные напряжённые ситуации будут, конечно, разрешаться. Однако городу нужна глобальная, продуманная концепция развития дорожно-транспортной сферы, которая учитывала бы все факторы в их взаимодействии и основывалась бы не только на решении конкретных проблем здесь и сейчас, а смотрела бы в будущее. Такой же точки зрения придерживается и Денис Николенко.  Но, по его мнению, о разработке такой концепции не может идти речи до тех пор, пока не будет обеспечено финансирование столь масштабного проекта:

- Только при выделении финансов на разработку общей концепции обновления и развития дорожной сети города и грамотном их распределении можно говорить о комплексном решении проблемы. Иначе возможно только точечное решение мелких проблем. 

Едва ли можно ожидать, что постройка переходов или реконструкция улиц в том виде, как она производится сейчас, может освободить Ростов от заторов. Реконструкция дорожной сети под нужды агломерации (в частности, строительство обходов для транзитного транспорта) решит проблему лишь частично. Что же, остаётся уповать лишь на метро и подземные тоннели, которые при самом оптимистичном варианте развития событий появятся в городе через десятилетия? Или же надеяться на то, что кто-нибудь в Ростове всё же задумается, что нужно комплексно смотреть на проблему, а не просто залатывать дыры, и начнёт предпринимать для этого конкретные действия?

Интересно, что в соседнем с Ростовом-на-Дону Краснодаре ещё с 2008 года разрабатывается комплексная концепция коренной реконструкции транспортной схемы города «Краснодарский транзит», предполагающая вынос из города железнодорожного полотна, за счёт чего планируется глобально модернизировать дорожную сеть. Проект реализовываться пока ещё не начал, однако его инициаторы предпринимают активные попытки получить средства из федерального бюджета. Получается, что Ростов, вечно борющийся с Краснодаром за звание главного города Юга, сейчас явно проигрывает своему младшему брату - причём уже на шесть лет.      

Анна Бадякина             

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество