Нет дома – нет проблемы

Пенсионерке, инвалиду II группы, предлагают поработать за себя и за «того парня»

За кого голосовала 14 октября 2012 года, Нина Константиновна Комарова не помнит.

– Кто знает, за кого? Урну домой привозили. Я поотметила какие-то клеточки – и до свидания.

Впрочем, понять такую «неактивную» позицию пенсионерки можно. В своих предвыборных программах «обещают они все богато». Судя по тому, что главой Кугейского сельского поселения Азовского района стала Н.М. Тихонова, набравшая почти 60% голосов, свой голос Нина Константиновна отдала именно ей. И почему было бы не поддержать представителя всероссийской политической партии «Единая Россия»? На выборы единороссы – 18 кандидатов на должности глав сельских поселений Азовского района и 187 кандидатов в депутаты с/п – шли с общей программой. В разделе «Забота о старшем поколении» значилось: «Соцподдержка ветеранов и пенсионеров. Содействие развитию системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому, социализация лиц с ограниченными возможностями. Адресная соцподдержка граждан». В разделе «Создание комфортной среды проживания, обес­печение порядка в сфере ЖКХ» обещался контроль над работой управляющих компаний и дальнейшее осуществление программ переселения из ветхого и аварийного жилья, его капитального ремонта, строительства нового жилья. Также программа гарантировала избирателям эффективную работу органов местного самоуправления, открытость власти, последовательную борьбу с коррупцией и бюрократизмом. В число первоочередных задач попало и благоустройство поселений.

Конечно, за год все эти посулы пенсионерка Комарова забыла. Но справедливо полагая, что любой глава должен помогать людям, летом прошлого года обратилась со своей бедой к Наталье Тихоновой. А суть проблемы состояла в том, что в четырёхквартирном бывшем совхозном доме постройки 1953 года одна из квартир долгое время пустует, а значит, и не ремонтируется. Из-за этого фасадная стена стала трескаться и потянула за собой и фасад квартиры Комаровой. Лет пятнадцать назад прописалась на данной территории Любовь Ивановна Гергилева. Побыв по месту регистрации с неделю-две, женщина переехала к дочери в Азов, да так там и прижилась. Как известно, природа не терпит пустоты. Сквозь тонкие стенки Нина Константиновна стала слышать периодически голоса. Провела своё «расследование». И точно: стопки, бутылки, огарочек свечи – указывали на соседей ненадёжных – могут и подпалить ненароком. Стала ограждать квартиру от непрошеных гостей, а заодно и обихаживать общую стену. Пока была в состоянии. Сегодня, после трёх тяжёлых операций, ни то, ни другое уже не под силу.

Глава на звонок отреагировала, приехала, посмотрела, заверила, что разберётся. Ждала Комарова осень, ждала зиму, весна зашлась – ответа нет. Поняв, что бюрократию в отдельно взятом сельском поселении «штыки» «Единой России» не победили, женщина обратилась в газету. Ситуация показалась ясной и небезвыходной. Ведь живёт пенсионерка не в таёжном тупике, а в посёлке, где есть власть, есть кому следить за порядком. Первые переговоры с Н.М. Тихоновой воодушевили. Да, она была там, видела всё своими глазами, стенка рушится... Вот только руки у хозяйки поселения связаны: квартира эта в отличие от трёх других не приватизирована, не числится ни на чьём балансе, однако бесхозной не считается – человек-то прописан. Теперь уже захотелось помочь главе. Юрист ИД «Крестьянин» Татьяна Литвинова в два счёта подтянула к случаю все механизмы гражданского права, которые чётко обозначили: рычаги у власти есть. Заручившись, что всё то же самое наш юрист по полочкам разложит главе, я приготовилась к дальнейшим мирным переговорам с чиновницей. Не тут-то было. Наталья Михайловна снова перечислила все непреодолимые обстоятельства: не стоит на балансе, человек прописан. Вот пусть Комарова подаёт иск в суд и выписывает соседку. И вообще, что за иждивенчество? Люди сами должны заботиться о своём жилье, мол, глава тоже жила в двухквартирном доме, и они с соседями сами делали ремонт. Вставить, что Нина Константиновна свою квартиру благоустраивает, но соседскую она с какой стати должна ремонтировать, так и не удалось. Глава дала отбой.

С дочерью 85-летней Л.И. Гергилевой, Еленой, поговорить не получилось совсем. Успела только представиться. Прямо какой-то азовский синдром – трубки бросать. Раз так – надо ехать, разбираться на месте. Снова позвонила главе, предложила:

– Может, вместе отправимся в Новополтавский?
– Завтра не могу, приезжайте послезавтра.

Как на грех заброшенная квартира выходит на улицу Октябрьскую, не придавая ей красоты. Покосившаяся деревянная сараюшка в тёмное время суток нагоняет на прохожих ужас. А летом в ужасе все, кто живёт рядом.

– Когда я десять лет назад оформлял дом, требовалось разрешение соседей. Но я Гергилеву так и не нашёл. Зато мусор, амброзию на её территории всё время приходится убирать – администрация же заставляет, – жалуется хозяин соседнего дома Насир Гасанбеков.

– Мы хотели выкупить эту квартиру, навести порядок, разобрать треснувшую стену, сделать новую кладку, но в администрации нам отказали. Собственно, не столько сама квартира нужна, сколько волнует, что дальше разрушение затронет и нашу половину, – рассказывает Анатолий Линский, семья которого в своё время уже выкупила в «совхозном» доме вторую квартиру. Теперь занимает полдома и содержит его в идеальном порядке.

Есть в посёлке и другие желающие выкупить заброшенную четвертинку. Нина Константиновна не в их числе.

– Да зачем она мне нужна? Мы могли её занять до бабы Любы, когда ещё были живы папа и мама. Но и тогда не стали. Просто сделали просторную пристройку к своей квартирке, – поясняет пенсио­нерка.

Похоронив родителей, Нина Константиновна осталась в домике одна. Трёх комнат и кухоньки ей хватает сполна. А три года назад умер единственный сын. Но невестка и внуки каждый день навещают бабушку. Забегают продуктов принести, уборку сделать, если надо – и ремонт. Во всём помогают брат и племянники. В прошлом году хозяйка провела газ, сделала отопление. Хотела навести полный порядок: окно пластиковое вставить, обои новые купила. Да как же окно ставить, когда стена отваливается. И обои ждут своего часа. «Ну что, бабушка, их клеить сейчас, когда вся стена в трещинах?» – рассуждает старшая внучка. Если б не эта гвардия помощников, тяжело бы пришлось женщине. За пределы двора далеко она отойти не может. Поэтому про суд даже и не загадывает. И зачем суд?

– Я как-то дозвонилась бабе Любе. Она говорит: «Выписывайте меня, я не против».

Наконец, на сотый, наверное, мой звонок отозвалась дочь Любови Ивановны. 

– Лена, вы собираетесь оставить эту квартиру за собой?
– Ни в коем случае. Она совсем мне не нужна. Совсем!
– А почему вы тогда маму не выпишите оттуда?

Повисло молчание. Через минуту фирменный «азовский жест» просигналил протяжными гудками, что разговор окончен. Так и осталось тайной, почему не выписывают пожилую женщину из дома, где она, по сути, только и успела что прописаться. Может, этому виной физическая немощь? Перед тем как приняться за статью, снова набрала номер главы.

– Да как вы не поймёте, нет у нас денег на ремонт этого дома. Пусть Комарова напишет заявление, окажем ей материальную помощь, – опередила меня Наталья Михайловна.

– Так не просит она помощи материальной. Тем более что на кладку стены дотации такой не хватит. Нина Константиновна хочет лишь, чтоб квартира эта обрела хозяина, с которым вместе они и будут ремонтировать дом. - И пока там не бросили трубку, скороговоркой стала зачитывать консультацию юриста: «Квартира имеет владельца и не может быть признана бесхозной. Владелец квартиры имеет не только права на квартиру, но и обязанности по отношению к ней. Бездействие хозяйки приносит в настоящее время ущерб соседям. В соответствии со ст. 91 ЖК РФ допускается выселение нанимателя квартиры, если он использует жильё не по назначению, бесхозяйственно обращается с ней, допускает разрушение, нарушает права и интересы соседей. Первоначально делается предупреждение о необходимости устранить нарушения, при разрушении помещения — осуществить ремонт в разумные сроки. Если действие или бездействие нанимателя жилья будут продолжаться, то виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. А наймодателем в данной ситуации выступает администрация сельского поселения, поскольку на неё возложены функции контроля за всем жилым фондом».

Наталья Михайловна дослушала до конца.
И положила трубку.

Людмила ВОРОБЬЁВА
п. Новополтавский, Азовский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин