27 марта – Международный день театра

27 марта у каждого, кто трудится под сводами театра, будь то режиссер, актер светотехник, звукоинженер, монтировщик декораций, билетер или гардеробщик, - профессиональный праздник.

В театральном коллективе, как известно, нет второстепенных «ролей». Накануне праздника об отношении к драматическому искусству, новых успехах и творческих планах рассказал наш земляк, известный актер театра и кино, выпускник средней школы №4 г. Морозовска, а ныне житель Санкт-Петербурга Леонид Алимов.

- Леонид, чем интересна в наши дни актерская профессия? Востребована ли она как прежде?

- Я думаю, что тяга к игре и лицедейству заложена в человеке природой, небесными или другими, неведомыми нам силами! Во все времена тысячи юношей и девушек, мечтающие стать актерами, чтобы со сцены рассказывать Истории, штурмовали и будут штурмовать двери театральных вузов, как и я в свое время. Истории, которые, как это не пафосно звучит, позволяют задуматься о нравственных и общечеловеческих проблемах, посмеяться над собой или поплакать… Поверьте мне, несмотря на житейские проблемы, зрители с удовольствием сегодня идут в театры, которых в только в Петербурге более    семидесяти! Залы полны. Это радует и вдохновляет! Но самое главное, что для многих посещение театра становится необходимостью. Поэтому когда видишь, с каким интересом и невероятным желанием люди хотят посмотреть тот или иной спектакль, ждут этого дня, с надеждой думаешь о том, что все наши труды не напрасны!

- Возвратимся к напечатанному. Три года назад в интервью газете «Морозовский вестник» вы говорили о том, что много и успешно работаете в нескольких ведущих петербургских театрах. Каковы итоги театральных сезонов последних лет?

- Да, как говорится, грех жаловаться! Продолжаю играть и в родном Малом Драматическом Театре, и в Театре на Васильевском, и в «Приюте Комедианта». Радостным событием в прошлом году стало для меня приглашение в легендарный Александринский – Российский государственный академический театр драмы им.А.С.Пушкина для участия в спектакле «Гамлет» по трагедии У.Шекспира, на роль Полония. Несколько позднее на сцене этого же театра я стал играть судью Ляпкина-Тяпкина в гоголевском «Ревизоре». Оба спектакля – в постановке замечательного российского режиссера Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра.

В 2012 году в «Балтийском Доме» вышли еще два спектакля с моим участием в постановке польско-российского режиссера Анджея Бубеня, с которым я уже имел удовольствие работать. Первый спектакль - «Зеленый шатер» - по одноименному роману Людмилы Улицкой. Здесь я играю полковника КГБ, человека с непростым и противоречивым характером по фамилии Чибиков. Актеры, занятые в этом спектакле, стали лауреатами высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (номинация «Лучший актерский ансамбль»). Второй спектакль – «Бог резни» - по пьесе известного современного французского драматурга Ясмины Реза. Очень смешной, но одновременно печальный спектакль на вечную тему семьи и брака, отношений между мужчиной и женщиной.

В марте 2013 года на большой сцене театра-фестиваля «Балтийский Дом» состоялась премьера спектакля «Горе уму» по комедии А.С.Грибоедова. Здесь у меня одна из главных, а теперь и любимых ролей Павла Афанасьевича Фамусова (на снимке - слева). Спектакль был поставлен прекрасным человеком, режиссером, писателем, народным артистом России А.А.Белинским к собственному 85-летию. К глубочайшему сожалению, совсем недавно Александра Аркадьевича не стало

- Как обстоят дела с гастролями?

 - Путешествий было немало, и каждое из них – особенное. С 11 по 18 марта этого года с «Балтийским Домом» мы побывали в Пекине (Китай) со спектаклем «Москва-Петушки» (по поэме Венедикта Ерофеева, постановка украинского режиссера Андрия Жолдака).  Здесь я играю в дуэте с блистательным литовским актером Владасом Багдонасом. На мой взгляд, «Москва-Петушки» входит в пятерку значительнейших российских книг XX века. Но и спектакль, надо признать, получился громким и вызвал немало споров. Кстати, в ноябре 2011 года наш дуэт с Владасом Багдонасом удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль».

 Осенью прошлого года мы были на гастролях во Флоренции (Италия) со спектаклем «Верю! Не верю!». Речь идет о продолжении совместного творчества театра-фестиваля «Балтийский Дом» и итальянской театральной компании «Оккупациони Фарцеске». Очень любопытный проект - настоящий гимн театру, для которого нет ни языковых, ни исторических, ни государственных границ! Впервые мы сыграли этот спектакль в 2011-м, в Год итальянской культуры и итальянского языка в России, и в Год российской культуры и русского языка в Италии. В спектакле с юмором рассказывается о судьбе двух актерских трупп (итальянской и российской) в 1930-е годы. Соль проекта в том, что в двуязычном спектакле участвуют одновременно и русские, и итальянские актеры. Причем каждый играет на своем языке.

 В октябре 2013 года в рамках Международного культурного проекта «Станиславский. Теория. Опыт» на сцене удивительно красивого театра во французском городе Лимож мы показали мой любимейший спектакль «Жизнь Ильи Ильича» (по роману И.Гончарова «Обломов»). А весной 2013 года этот же спектакль в постановке режиссера Игоря Коняева участвовал в Международном театральном фестивале «Черное и Белое» в г.Иматра (Финляндия).

Какое событие в 2013-2014 годах для вас особенно значимо?

 - Конечно же, полноценный режиссерский дебют!18 октября 2013 года на Малой сцене театра-фестиваля «Балтийский Дом» в период проведения Международного фестиваля «Русские» состоялась премьера моего спектакля «Сталин.Ночь». Я очень долго вынашивал идею о нем, писал пьесу по мотивам повести Виктора Некрасова «Саперлипопет , или Если б да кабы, да во рту росли грибы», работал над сценографией, подбирал музыку. В итоге с замечательной командой единомышленников, за что огромное им спасибо, мы сделали, боюсь показаться нескромным, очень и очень приличный спектакль. В роли Сталина – изумительный актер Вадим Яковлев, многим хорошо знакомый по работам в кино. Да, спектакль вызывает споры, иногда очень яростные, но главное, и это прекрасно, он никого не оставляет равнодушным!

Неожиданное решение. Тема непростая, поэтому сама идея взяться за осмысление сталинской эпохи средствами театра вызывает уважение. Почему выбор пал именно на это произведение?

 Я изначально хотел, чтобы эпиграфом к спектаклю стали слова, сказанные Шарлем де Голлем в год смерти вождя (60 лет назад): «Сталин не умер, он растворился в будущем». На мой взгляд, пророческие. Неслучайно личность вождя до сих пор является предметом оживленных дискуссий и противоречивых суждений. Сталина называют по-разному. Одним он кажется «величайшим правителем», а другим – «кровожаднейшим тираном всех времен и народов».

Вместе с актерами мы задаем себе и зрителям очень непростые вопросы. Почему тридцать лет судьба огромной страны зависела от воли одного человека? Кем он все-таки был – «параноиком» или злобным, завистливым человеком, который стремился во что бы то ни стало удержать власть в своих руках? Какими высокими идеалами революции, социализма, коммунизма и светлого будущего можно оправдать действия Сталина и его приспешников в отношении России? Почему Россия позволила сделать это с собой?

Помимо всего прочего спектакль еще и образовательный, просветительский. Практически за каждым словом – документ, реальная история.

- Каковы  ближайшие творческие планы в актерской и режиссерской деятельности?

- К счастью, мой первый режиссерский опыт не остался без внимания зрителей и по достоинству оценен в профессиональной театральной среде. Недавно я, как режиссер, получил от руководства Театра на Васильевском очень интересное предложение о работе над постановкой спектакля по пьесе американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». На протяжении десятилетий пьеса, в основе которой светлая, трогательная история, с неизменным успехом идет и на Бродвее, и в российских театрах. Я согласился, хотя сроки выпуска кажутся практически нереальными, но такова «производственная» ситуация. Так что премьеру зрители смогут увидеть уже этим летом.

Искренне рад, что впереди много сложной и одновременно увлекательной работы на актерском поприще, прежде всего в театре. В частности, я успешно прошел очень серьезный кастинг для участия в спектакле «Макбет» выдающегося европейского режиссера Люка Персеваля, уроженца Бельгии, ныне главного режиссера гамбургского театра «Талия». По итогам кастинга я утвержден на роль главного героя Макбета (по одноименной трагедии У.Шекспира). Уже знаю, так как видел много предыдущих спектаклей Персеваля, что работа предстоит на «износ», и сроки, опять-таки, весьма и весьма сжатые. Но жду начала  апрельских репетиций с невероятным интересом. Премьера уже 30 мая! Добро пожаловать!

- Леонид, в одной из многотиражных газет северной столицы публичные профессии актеров и политиков названы самыми стрессовыми на современном этапе… Вы, как яркий представитель категории людей сцены, согласны с этим мнением?

- Будни артиста действительно отличаются от других профессий. Независимо от личных переживаний необходимо всегда быть в форме. Ни в коем случае не транслировать отрицательной энергии. Думаю, что это непросто для любого из коллег по цеху. Но сама удивительная атмосфера театра и аплодисменты благодарного зрителя моментально снимают усталость. На сцене забываешь обо всем, кроме своей роли. Да, как любой человек актер подвержен депрессиям, плохому настроению, но как бы то ни было, я благодарен  судьбе за эту профессию и возможность находиться на сцене!

- Существуют ли в актерской среде какие-то традиции празднования Международного дня театра? Ваши пожелания коллегам по цеху…

- 27 марта по давней традиции в театральных коллективах проходили и проходят «капустники». В российских театрах сообща пекли, а потом с удовольствием поедали огромные пироги с капустой! Так появилось это слово - капустник! Продолжая традицию, мы собираемся в этот день все вместе, как одна большая семья, рассказываем байки, вспоминаем смешные истории из нашей нескучной театральной жизни... Приближающийся праздник, надеюсь, не станет исключением. Накануне Дня театра от души желаю всем, кто трудится во имя зрителя и сцены, здоровья, сил и душевного равновесия!

Записала Е.ЧУЛКОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура