Дендрарий, однако! (08.07.2008)
Полжизни он мыл золото на Чукотке, а теперь создаёт свой ботанический сад
Директор Дома культуры станицы Ярославской Анатолий Посысалов предложил мне заехать к его другу Владимиру Игнатенко, чтобы посмотреть домашний дендрарий. По его словам, ничего подобного нет в частных подворьях юга России.
К сожалению, хозяина застать не удалось. В огромном бассейне купались какие-то люди. А мужичок лет 60 в коротких шортах и с голым пузом, представившись другом хозяина усадьбы, вызвался провести экскурсию по парку.p> -Не надо, я сам все знаю, - ревниво отшил голопузого аккуратно одетый Посысалов, - а когда Сам будет? - Поехал за камнем, обещал скоро вернуться. Анатолий Иванович повел меня на экскурсию по приусадебному участку. Вернувшийся с Севера Игнатенко получил обычный участок под строительство дома, но со временем скупил у соседей огороды, чтобы было где развернуться. А развернулся он не на шутку - 50 соток.
Чего только здесь нет! Какие-то диковинные сосны, другие хвойные - туи, можжевельники, ели. Множество кустарников с мелкими кругленькими листочками, кажется, это самшиты. По словам Посысалова, одних только барбарисов здесь более десятка. Среди деревьев и кустов неожиданно вырастают причудливой формы коряги. Этих леших, драконов, змеев и прочих сказочных обитателей лесов вырезал сам Игнатенко. Он большой мастер в резьбе по дереву, а также по моржовой и мамонтовой кости. Но это тема отдельного рассказа.
Между деревьями и кустарниками разбиты так называемые альпийские горки, где на куче камней растут всевозможные декоративные травки. На одной из полянок - бассейн, красиво обложенный диким камнем. А в нём потрясающей красоты кувшинки и лилии.
Два худых загорелых мужика строят очередную альпийскую горку. Посысалов критически осмотрел их творение. Сделал замечание. Надо было раствор сразу смыть. А то теперь его не отдерешь. Мужички с утра во хмелю, поэтому пустились в длинные рассуждения по поводу своего брака, доказывая, что это дело поправимое.
Потом один из них доброжелательно предложил мне отведать каких-то черных ягод с ветки. Вкусные.
- А что за ягоды?
- А чёрт их знает. Хозяин ест, значит, съедобные.
В это время послышался громовой голос, и мужик понессявстречать Самого. Слышится отборный мат.
Из зарослей выходит 60-летний крепыш с внушительным голым пузом и толстенной цепью и крестом на шее.
- Здравствуйте! Меня Вовиком зовут. Извини, - сразу переходит на "ты", - мы на приисках матом не ругаемся, мы на нём разговариваем. А как по-другому, эти ж алкаши только мат и понимают!
Мужички, подвергшиеся обруганию, - местные жители. Подрабатывают у богатого соседа поденно, к тому же ещё и столуются.
-Я раньше всё сам делал, - поясняет Вовик (а для кого-то - Владимир Викторович), - но замучился. Мне ж надо мотаться - то за камнем, то за ракушками напобережье, то за растениями. Я ж дурак, мне дома не сидится. А сколько денег я в это вбухал!
-А что, жалеете?
- Конечно, нет. Люблю я это. Никаких денег не жалко. Здесь моя душа отдыхает.
Владимир Викторович извинился, что не может уделить много времени. Надо опять ехать за камнем. Поэтому экскурсию проводит наспех. По ходу рассказывает о себе. Сам родом из Донбасса, но почти всю жизнь живет в России. Два десятка лет мыл золото на Чукотке. Работал и рядовым старателем, и начальником, после того, как окончил горный институт.
- Ты приезжай как-нибудь с ночевкой, посидим. Тогда расскажу много чего интересного про Север.
Показывает канадскую сосну. Стоит 30 тысяч рублей, он её уже взрослой купил. Раньше он всё подряд скупал на рынках. А потом оказалось, что половина из этих ёлок-палок негожие. Теперь сотрудничает только с питомниками, ботаническими садами по всей стране. Покупает редкие растения, многие из которых занесены в Красную книгу.
Вот магнолия, вот тюльпановое дерево, а то дерево, с которого мы ели ягоды, - ирга черная. А здесь растет лох золотокончиковый серебристый.
- А это хрен его знает что. Ты прости, я всего и не знаю, вот Ира, жена, вернется, она лучше расскажет. Скоро приглашу специалистов из Ставропольского ботанического сада, я с ними дружу, они мне всё систематизируют, таблички сделают. Тогда будем открывать дендрарий для посетителей.
Игнатенко признался, что давно тяготится тем, что его уникальный ботанический сад - вещь в себе. Хочет, чтоб эту красоту другие люди могли видеть. Намеревается зарегистрироваться частным предпринимателем и открыть официально для посещений свой дендрарий, который назовет «Жемчужина предгорья». Здесь действительно много уникальных растений, которые в предгорьях не растут. Игнатенко дружит с профессором Юрием Карпуном, заведующим ботаническим садом южных культур из поселка Лоо на Черноморском побережье. Так тот удивляется, как это у какого-то золотоискателя приживаются субтропические растения, которым здесь, по науке, не место.
"Ситуация, однако!" - как сказали бы чукотские друзья бывшего старателя.
ст-ца Ярославская,
Мостовской р-н,
Краснодарский край
Газета "Крестьянин" №28