Пещерная болезнь (17.06.08)

Эпопея четырех десятков затворников, уходивших ждать конца света в пещеру близ села Никольского Пензенской области, закончилась. В числе девяти самых стойких последними покинули катакомбы в середине мая три женщины из Труновского района Ставрополья. И сегодня Ольга Моргунова 82 лет, Любовь Безгинова 60 лет и Татьяна Платонова 47 лет уже дома. Об их неожиданном отъезде в дальний край, о переживаниях родных и соседей мы рассказывали в публикации «От житейских бурь - под землю» («Крестьянин», № 49, 2007 г.).

С чем же вернулись на родину искатели подземного счастья?

Оладьи с фитиля

О приезде затворников, за судьбу которых переживала вся страна, в Труновском районе ещё мало кто знает. Путешественницы вернулись по-тихому, на люди носа не кажут, знакомых в гости не зовут, дни проводят в усердных молитвах и общении с самыми близкими. Мне повезло. Дверь в ещё недавно заколоченную хатенку Моргуновой в селе Труновском оказалась открыта. На мой зов никто не вышел, и я шагнул через порог.

В комнате на чистенькой постели сидела в светлом одеянии тщедушная старушка - кожа да кости и перебирала пальцами что-то вроде чёток.

- Что за контингент приехал? Распинать что ли? - тоненьким недовольным голоском протянула Ольга Васильевна. - Видите, я молитвочку читаю.

На вопросы она отвечала односложно. Про свои ноги с ранами сказала: «Заживут». Про помощницу на кухне: «Сестра Таня». Оказывается, над металлической чашкой, в которой жарились оладьи, «колдовала» самая убежденная отшельница Татьяна Платонова, бывшая заведующая сельским клубом. Незадолго до отъезда к соратникам по духу она продала свой дом в поселке Правоегорлыкском. Так что возвращаться ей некуда. Впрочем, её сестры Наталья и Любовь сообщили мне по телефону, что готовы принять сестрицу в своём жилье. Но, похоже, Татьяне здесь лучше.

- Батюшка, отведай блинчика, - ласково приглашает она к кухонному столу. - Или борщечка, только сварила.

Пробую оладьи. Довольно вкусны даже без повидла и сметаны. И тут только замечаю, на какой «печке» пекутся. На восьми фитильках, вроде тех, что в лампадке. А горючее - подсолнечное масло. Самодельный аппарат.

- Газовых баллонов в пещере нам хватило на три с половиной месяца, - говорит Платонова. - Затем перешли на такие вот примусы, их сделать несложно. На фитиль годится любая простая материя.

После переселения Ольги Васильевны в подземелье её сын Анатолий распродал из дома всё, что можно. И пропил. Хатёнку отрезали от газа и электричества. После чего наследник сбежал отсюда, найдя крышу и кусок хлеба на кошаре в степи. Но это как раз и хорошо, радуется Татьяна. Их теперешняя жизнь с бабушкой почти ничем не отличается от жизни подземельной.

Полгода не мылись, а хворь не брала

- От системы миропорядка не пользуемся ничем - ни водой, ни газом, ни электричеством, - гордо поясняет по возвращении Татьяна. - За всем этим шестёрки. Они и в паспортах, и в свидетельствах ИНН, и в банковских квитанциях. Пользоваться ими - значит служить демону.

Платонова говорит, что свой старый паспорт уничтожила, а новый получать не будет. Так же поступили другие отшельники. Так что ни работа, ни пенсия им не светят. Их словно нет среди нас.

- Почему мы выбрали Никольское? - переспрашивает Татьяна, поправляя иголкой подгоревшие фитили. - Это богоизбранное место, там храм поруганный. Сначала жили в избе Петра (Кузнецова, духовного предводителя, которого затем отправили в психушку. - Авт.). Сложили печь во дворе. Но местные пьяницы с попустительства властей не давали молиться. Деньги выманивали, стёкла били. И мы ушли под землю. Пещеру братья за полтора месяца выкопали.

Некоторые отшельники опасались, что в катакомбах будет холодно и сыро.

- А оказалось, там не только покойники, - наставительно произносит Платонова. - Земля тёплая, как мать. Не обидела нас. Без обогрева температура держалась 20 градусов. И только весной сырость появилась.

Подземную обитель община обустраивала, как настоящее жилище. На скамейки стелили деревянные щиты, поверх - линолеум, палас. Одеяла утеплённые - с плащевкой и синтепоном. На стены пенопласт, чтобы прислоняться не холодно было.

Воду брали из колодца шестиметровой глубины, который выкопали тут же. А питались главным образом кашами да картошкой. А ещё шоколадом, которого, с истекшим сроком годности, набрали по дешёвке ведрами. Молоко, мясо и яйца отвергали как лишнее.

- Мы там баловнями были, - со счастливой улыбкой вспоминает Татьяна. - Жили душа в душу. Особенно, когда девятеро осталось. Вышивали, вязали, сочиняли стихи. И, конечно, молились. За всех вас.

Бани в пещере не было. «Полгода не мылись и не болели», - хвастается Платонова. Правда, под землей скончались две женщины. Но они пришли туда, утверждает собеседница, безнадёжно больными.

Как избежать порчи

В подземной «благодати» община мечтала оставаться до Петрова дня, чтобы выйти «к ягодкам и фруктам» и быстро окрепнуть. Такой обет Господу Богу дали затворники перед спуском в пещеру 25 октября прошлого года. Но добыть в катакомбах до заветной даты не удалось. Помешали, считает Татьяна, предатели, что затесались в общину. Это они шепнули властям, где находится пещера. После этого и маскировка из прошлогодней листвы на входе не спасла. Впрочем, Платонова говорит, что сама выводила своих соратниц из подземелья, когда их осталось уж совсем мало.

Условия в заброшенной хате Моргуновой дают шансы исполнить обет всевышнему.

Впрочем, тут уже далеко не подземелье. На приставке к кухонному столику замечаю свежую редиску, лук, морковку. За «примусом» - миску яиц. Это дары соседей и родственников, которые всячески опекают отощавших странников.

- И борщ, и мёд им носим, - рассказывает соседка Елена Шеховцова. - Бабушка вернулась грязная, желтая, худая - как из гроба. Не понимаю, как можно радость под землей искать... Моя мама перед самой смертью попросила вывезти её на луг. И говорила: «Какой хороший белый свет! Как умирать не хочется!» А тут всё наоборот.

Самые тесные отношения с отшельниками у другой соседки - Эмилии Смольняковой.

- Я и раньше дружила с Ольгой Васильевной, - говорит Эмилия Ильинична. - И сейчас к ней дорогу нашла. Сказала, что у нас с ней много схожего.

Смольнякова сейчас за прачку и за кухарку для Ольги Моргуновой. Говорит, что бабушкин халат трижды пропускала через машину-автомат, такой засаленный был. Носит бедолагам каши, покупает крупы, печенья и сахар, чтобы, как она говорит, «излечить от пещерной болезни» - от упадка сил. Берёт продукты только на развес, в фабричной расфасовке отвергают: на ней «дьявольский» штрих-код.

Прощаясь, Татьяна Платонова показала мне вещи, которые были связаны сёстрами в пещере. Жилет из красной пряжи, шерстяные носки. Ими она очень дорожит.

Газета Крестьянин №25

Выразить свое отношение: 
Теги: судьбы
Газета: Газета Крестьянин