Столица в гостях у глубинки (04.06.08)

В Таганроге прошёл международный театральный фестиваль «Великая провинция» имени Ф.Г.Раневской.

Если бы культурные ценности распределялись по справедливости, то Таганрогу после того как здесь родился Чехов, уже ничего бы не светило. Для небольшого провинциального города - и так более чем достаточно. Но Таганрог на этом не остановился и подарил миру Фаину Раневскую.

Уехав отсюда в девятнадцать лет, она вернулась в родной город на днях - почти через сто лет. Бронзовым памятником встала под балконом собственного дома. И встряхнула тихую жизнь Таганрога, сделав его столицей театрального фестиваля «Великая провинция» имени самой себя. Ровно неделю - с 16 по 22 мая - Таганрог принимал гостей - из Москвы, Екатеринбурга, Липецка, Стерлитамака, Волгограда. И даже Загреба - что позволило прибавить к названию фестиваля гордое слово «международный».

«Что бы сказала Фаина Георгиевна?»

На сцене Таганрогского драматического - портрет Раневской с сигаретой в руке. Все выступающие волей-неволей встречаются глазами с ироническим взглядом Фаины Георгиевны - может, поэтому говорят порой сбивчиво, но своими, человеческими словами. Похоже, народ до сих пор побаивается её острого языка - ведь Раневская как никто умела обсмеять любую казёнщину, даже награды свои называла «похоронными принадлежностями». Вопрос «Что бы на это сказала Фаина Георгиевна?» приводит в чувство любителей говорить парадные речи.

Шутки «от Раневской» давно растиражированы в книгах и в интернете. А людей, действительно помнящих, какой она была, осталось не так много. Президент фестиваля, известный артист Евгений Стеблов играл вместе с Раневской в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». А Ирина Карташёва, актриса Театра имени Моссовета, была не только сценической партнёршей Фаины Георгиевны, но и входила в узкий круг людей, которым было позволено называть её «Фуфочкой».

- Когда я открыла книжку «120 анекдотов от Раневской», я чуть не расплакалась! - возмущается Карташёва. - Да, она любила непарламентские выражения - но вместе с тем была глубоким и великолепно образованным человеком.

- В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» я играл Платона, а Фаина Георгиевна - няньку Филицату, - говорит Евгений Стеблов. - Вспоминается финал. Все актёры выходят на сцену и поют: «Я вам скажу один секрет - кого люблю, того здесь нет». А потом все замолкают и вступает Раневская: «Конфетка моя - голубая строчка. Мне мамаша приказала: гуляй, моя дочка…» Она это напевает очень тихо, медленно уходя со сцены. Это был её последний спектакль.

Велика провинция, а выбирать трудно

- Мы намеренно не стали проводить конкурс, присуждать места, - говорит Евгений Стеблов. - Решили: пусть будет просто праздник.

Стеблову пришлось проявить немало такта, отвечая на каверзные вопросы журналистов. По какому принципу отбирали спектакли? Как, например, ему понравился «Дядя Ваня» в исполнении театра из Стерлитамака? Или «Страсти по Платонову», показанные театром из Липецка? Понятно, что в первую очередь отбирали спектакли по Чехову, но неужели не нашлось ничего более интересного в России?

Стеблов не стал обижать никого. Стерлитамак похвалил «за дерзость», Липецк - за то, что второе действие было не таким скучным, как первое. А «Каштанку», показанную Екатеринбургским театром юного зрителя (кстати, его считают одним из лучших тюзов в стране) - ещё и за хороших зрителей:

- Когда пятилетние малыши вскакивают с мест и визжат от восторга - это обычное дело. А попробуйте заставить четырнадцатилетних так себя вести!

Гвоздём «Великой провинции» всё же стал московский спектакль - «Три высокие женщины» по пьесе Эдварда Олби в постановке Учебного театра ГИТИС с Евгенией Симоновой в главной роли. Наверное, отобрать спектакли провинциальных театров так, чтобы это действительно была «великая провинция», непросто. Не потому, что в России нет хороших театров нигде, кроме Москвы и Питера. А потому, что о хорошем спектакле, который поставили в столице, знают все. А о том, который поставили в Шахтах или в Новочеркасске, - почти никто. Хорошие же провинциальные актёры и режиссёры очень быстро становятся актёрами и режиссёрами столичными. Как, например, бывший таганрожец Влад Ветров, играющий нынче в спектаклях бывшего ростовчанина Кирилла Серебренникова - не последнего из московских режиссёров.

ххх

Перед закрытием «Великой провинции» объявили, что второй фестиваль будет через год. За это время таганрогский мэр Николай Федянин пообещал открыть музей Раневской и построить две сценические площадки - Зелёный театр и открытую сцену на набережной. А к роли культурного центра Таганрогу не привыкать.

Газета Крестьянин №23

Выразить свое отношение: 
Газета: Газета Крестьянин