Маленькая хозяйка большого села
Посетители сельской администрации регулярно спрашивают у Ирины Олейниковой: «А где глава?» Тем, кто не в курсе, действительно трудно предположить, что эта красивая миниатюрная девушка 26 лет от роду и есть глава Кулешовского сельского поселения – одного из самых крупных в Ростовской области. Как-то привычней видеть на этом месте немолодого мужчину хозяйственного облика – прежний глава Александр Федотов был именно таким.
Ушёл он, правда, со скандалом – кулешовцы вспоминают его, мягко говоря, без восторга. И за Олейникову многие голосовали именно в надежде, что она сделает наконец то, до чего у Федотова за десять лет так и не дошли руки. Читатели «Крестьянина» знают Ирину Олейникову по нашим публикациям: «Срубим дубы – устроим парк» (№ 19, 9 мая 2012 г.), «Навести порядок здоровья хватит» (№ 42, 17 октября 2012 г.) и др. Традиционные «сто дней» в новой должности, да ещё и накануне 8 Марта, мы сочли хорошим поводом для встречи.
«А люди вас слушаются?»
– Ну вот – и вы тоже! – смеётся в ответ Ирина. – Все об этом спрашивают – именно с такой интонацией. Слушаются!
На первом заседании депутаты устроили ей экзамен:
– Раньше приходили шесть-семь человек из четырнадцати. А тут пришли все. И они меня проверяли: задавали вопросы и смотрели – отвечу или нет. Может, они меня хотели по-отечески поучить – я же по возрасту многим в дочки гожусь. Но увидели, что я не «плаваю», и стали относиться по-другому.
Два высших образования – факультет социологии и политологии ЮФУ и юрфак РИНХа (его она заканчивает в этом году). Опыт работы в Азовской городской думе, в областном комитете по молодёжной политике, в Азовском филиале областной коллегии адвокатов и в ОАО «Азовский хлеб» – юристом. В общем, можно выглядеть совсем юной и несолидной и быть при этом серьёзным человеком и перспективным политиком.
С Ириной Олейниковой мы познакомились прошлой весной. Напомним, тогда предприниматель Галуст Вартанян с благословения местной власти стал рубить деревья в дубовой роще – красе и гордости села Кулешовка. Местные жители возмутились на всю Ростовскую область. А возглавила протест Ирина – она и написала в редакцию.
Защита рощи плавно перетекла в политическую карьеру: в октябре прошлого года Ирина опередила пятерых кандидатов (в том числе от «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР) на выборах главы Кулешовского сельского поселения. И стала – если верить немецкому журналу Der Spiegel, посвятившему ей целый раздел большой статьи о выборах в российских регионах – самым молодым главой в России. («Среди женщин», – уточняет Ирина.)
Борьба была нешуточная, и в ход шли весьма изощрённые технологии:
– Например, распустили слух, что я беременна и выбирать меня нет смысла, потому что я скоро уйду в декрет, – говорит Ирина. – Некоторые потом очень удивлялись, когда на Крещенье я пошла купаться в проруби!
Выдвигала её КПРФ, но сама Олейникова подчёркивает: она беспартийная и оппозиционером себя не считает.
Проблемы по наследству
– Ирина, мы с вами перезванивались целую неделю, пока вы нашли время для встречи. Вы всегда живёте в таком цейтноте?
– Это разве цейтнот? Это затишье, – возражает Ирина.
Её день строится так: утром она садится в машину и объезжает Кулешовку. Смотрит, где не убран мусор или ещё какой непорядок. Через Кулешовку проходит трасса Азов – Ростов, поэтому сбитые столбы на дороге – обычное дело. Этим, конечно, должны заниматься дорожники, но спрашивают всё равно с сельской администрации.
Потом она приезжает в кабинет – и начинается «сумасшедший дом», который длится иногда за полночь.
Наследство, доставшееся Ирине Олейниковой, не радует: МУП ЖКХ, на котором висит долг 26 миллионов, 39 многоквартирных домов с разрушенными коммуникациями и текущими крышами... И давно неработающий комбинат детского питания – когда-то он был крупнейшим в стране, а теперь от него остались пустые цеха: всю «начинку», по слухам, давно сдали в металлолом. Единственная статья дохода, которая осталась у комбината, это котельная, дающая тепло большей части Кулешовки. Тепло, впрочем, условное: котельную не ремонтировали с 1984 года.
Главным достижением своих «ста дней» Олейникова считает получение документов, позволяющих подключиться к газовой трубе самостоятельно и построить собственную котельную. Комбинат в этом, естественно, не заинтересован, поэтому пришлось-таки побороться.
Следующий этап борьбы – воднонасосная станция:
– Её построили с нарушениями, выбрали неподходящее место, и её постоянно затапливает, – объясняет Ирина. – По закону она нам не принадлежит, но штрафы платим мы, делать ремонт тоже должны мы. Нужно в этом навести порядок.
Это вообще большая проблема для Кулешовки (и не только): невозможно разобраться, где чьё имущество и кто за что отвечает. Оформить всё должным образом не только сложно, но и слишком дорого для скромного сельского бюджета. У Кулешовки положение особенно сложное: числится она селом, а фактически бОльшую часть жилья строили для комбината, по городскому типу. И у большинства жителей нет даже приусадебных участков.
Третья стратегическая задача – проложить нормальные дороги там, где сейчас «одно название, что дорога».
– В этом году сделаем проектно-сметную документацию на улицы Крестьянскую и Первомайскую. Постановление о выделении денег на эти дороги уже лежит на подписи у губернатора. Главное – успеть до 1 апреля заключить все контракты. И тогда все пять основных дорог Кулешовки будут в порядке, – говорит Ирина.
Семья и команда
– Вы привели новую команду?
– Частично. Пришли четыре новых сотрудника, ещё одно место пока вакантно. Увольнять никого не пришлось: те, кто понимал, что нужно уходить, ушли сами. С одной стороны, это хорошо, а с другой – ушли как раз те, кто знал, «где что лежит».
– А вы сами как – собираетесь задержаться на этой должности? Или хотите расти дальше?
– Я должна навести здесь порядок. Здесь меня все знают: несколько по- колений нашей семьи тут выросло. Так что уйти куда-то, оставив разорённую Кулешовку, мне совесть не позволит. Знаете, это верно говорят, что мужчины и женщины по-разному относятся к работе. Вот вчера я посмотрела, как ветер носит по улице бумажки, и стала прикидывать: можно же сделать такие маленькие заборчики, чтобы задерживать мусор – тогда его будет легче убирать. В общем, это всё равно что наводить порядок у себя в доме. Но когда я его наведу, может быть, мне захочется передать Кулешовку в хорошие руки и идти дальше. Не исключено, что попробую баллотироваться в Госдуму: за пять лет там многое может измениться.
– У вас уже есть семья, дети?
– Нет, я не замужем, и детей у меня пока нет. Если, конечно, не считать 15 тысяч жителей Кулешовки, – смеётся Ирина. – А если считать, то мне как многодетной положен материнский капитал и участок земли.
Живёт она с мамой и папой. И вообще в семье – самая младшая: у неё две старшие сестры. Говорит, это хорошо, когда целый день руководишь, а потом приходишь домой – и становишься самой маленькой. До следующего утра.
Анна КОЛОБОВА
Фото Анны Колобовой