Наука – это интересно. И не безнадёжно
09.10.2012 10:44
Нужно только убедить в этом молодых учёных.
В минувшую среду недавно назначенный ректор Южного федерального университета Марина Боровская отметила традиционные сто дней в новой должности пресс-конференцией в агентстве «Интерфакс».
– Сегодняшний ЮФУ – это 43 тысячи студентов, 11 тысяч сотрудников и 400 гектаров площади. Я только начинаю понимать масштаб предстоящей мне работы, – говорит Марина Боровская. – И одним из основных направлений, на мой взгляд, должна стать поддержка фундаментальной науки. А уже на этой базе нужно развивать новые прикладные научные направления. Наша главная задача как федерального университета – создать систему подготовки научных кадров для юга России. Я думаю, что за пять лет – срок, на который я назначена ректором – это можно сделать.
Ещё один приоритет, названный Мариной Боровской, – это создание социальных лифтов, которые должны доставить молодых учёных к вершинам научной карьеры. По крайней мере тех из них, кто понимает, что наука – это интересно, что это «не безнадёжная сфера деятельности». Для этого необходима система так называемых «социальных», или «эффективных», контрактов, которую ректор планирует ввести в университете в ближайшие полгода.
Суть её в следующем. Скажем, если молодой человек в положенный срок защитил диссертацию, он получает какой-то бонус. Опубликовал статью, соответствующую требованиям федерального университета, – получает ещё что-то. Получение жилья может быть увязано с результатами его научной работы и т. д.
Состав руководства ЮФУ с приходом нового ректора сильно поменялся. В частности, появилась такая должность, как научный руководитель. Её занял учёный с мировым именем – академик РАН, доктор химических наук Владимир Минкин – по мнению ректора, это должно поднять престиж университета и оживить научную деятельность.
– Изменятся ли зарплаты сотрудников?
– С 1 сентября повысились оклады младших научных сотрудников (с 5 до 10 тысяч рублей) и ассистентов (с 7,2 до 10). Это базовая часть, к которой могут добавляться различные доплаты. А с 1 января существенно увеличится зарплата остального профессорско-преподавательского состава. К этому времени будет разработана система стимулирующих надбавок. В частности, предусмотрена отдельная доплата за сопровождение и трудоустройство выпускников.
Сегодня, по словам Марины Боровской, средняя зарплата в ЮФУ составляет около 22 тысяч рублей, а в скором времени должна вырасти до 35 тысяч. Мэнээсы и ассистенты свою повышенную (хотя всё равно довольно скромную) зарплату впервые получат в октябре. Оклады доцента и профессора, по данным официального сайта ЮФУ, до нового года составят соответственно около 13,7 и 21 тысячи рублей. Зарплата ректора на сегодня – 124 тысячи рублей.
– Недавно открыли четыре новых общежития, готовятся к сдаче ещё два. Закончится ли на этом строительство университетского кампуса?
– Нет, не закончится. Проект рассчитан до 2020 года. Запланировано строительство общежитий, домов для молодых специалистов и новых корпусов в Ростове и Таганроге.
После пресс-конференции Марина Боровская и проректор по научной и инновационной деятельности ЮФУ Евгений Айдаркин ответили на несколько вопросов «Крестьянина».
– Марина Александровна, каковы главные проблемы и задачи, которые вам предстоит решать?
– Главная задача ректора – не мешать коллективу и экономически обеспечить его работу. Так получилось, что за последние два года я объехала все федеральные университеты страны. И убедилась, что ЮФУ имеет все основания для того, чтобы стать одним из ведущих университетов не только в стране (это, на мой взгляд, уже так и есть), но и в мире. Федеральный университет должен поддерживать как минимум пять-шесть научных профилей. Мы поддерживаем восемь, и думаю, что вскоре в общей сложности их будет двенадцать.
Сейчас в ЮФУ происходит реорганизация. Из четырёх вузов мы должны создать один – с единым руководством. Этот тяжёлый этап как раз пришёлся на начало моей работы в качестве ректора.
– Говорят, что за счёт присоединения к ЮФУ ещё одного или нескольких вузов их может стать не четыре, а больше...
– Действительно, сейчас идёт оптимизация образовательных учреждений. Вузы, которые не подтвердят качество своего образования, будут расформированы и присоединены к другим. Но зачем нам нужно брать к себе слабые вузы?
– Вступив в должность ректора, вы обратились ко всем сотрудникам с просьбой присылать вам замечания и предложения. Что вам прислали? И что из этого пошло в дело?
– Было много предложений, касающихся создания единого образовательного пространства ЮФУ. Ведь при создании ЮФУ в 2006 году Ростовский государственный университет был ликвидирован, а педагогический, таганрогский радиотехнический и архитектурный институты сохранили свою структуру, свой управленческий аппарат. В результате система была неустойчивой. Но с 1 октября единое образовательное пространство из 37 факультетов закреплено решением Учёного совета.
– Существуют ли какие-то программы, помогающие выпускникам сельских школ попасть в ЮФУ?
Евгений Айдаркин:
– У нас уже более 37 лет работает Донская академия наук юных исследователей. Среди полутора тысяч школьников со всего юга России, участвующих в её работе, много сельских ребят. Другая возможность – ежегодный Фестиваль науки юга России (такой фестиваль состоялся в Ростове на днях. – А.К.).
– Как вы относитесь к критическим публикациям о ЮФУ? Одна из самых нашумевших – статья Григория Тарасевича «Как сделать плохой вуз, имея много денег и желания», опубликованная в журнале «Русский репортёр», с серьёзными упрёками в адрес прежнего руководства ЮФУ. Речь в ней идёт о «странностях в расходовании средств», об отгороженности от научного мира, о бытовой неустроенности...
Марина Боровская:
– Ну, наверное, там есть и справедливая критика. Трещина в здании действительно есть, я сама посмотрела. И с унитазами проблема – это правда.
Что касается непрозрачности трат, то вся необходимая информация есть в опубликованных отчётах ректора. Основная мысль статьи – недовольство инфраструктурой ЮФУ.
Я могу согласиться: инфраструктура университета требует усовершенствования.
Но именно для этого я и обращаюсь к коллегам и студентам с просьбой о предложениях и замечаниях. А вообще-то, у меня сложилось такое впечатление, что в этой статье осталась какая-то недоговорённость. Что-то автор хотел сказать, да так и не сказал.
– То есть вы не против того, чтобы с учётом прозвучавшей критики что-то менять в университете?
– Я готова что-то менять даже без учёта этой критики. Мне нравится, что наш университет ведущий на юге России. Но мы – федеральный университет, и нам хочется большего.
Беседовала Анна КОЛОБОВА
Фото Евгении Батыревой
Выразить свое отношение: