Проект «Золотая коза»
18.07.2012 13:51
Бывший военврач предлагает властям Ставрополья инновационный проект, разработанный Российской академией наук. А в ответ – тишина.
Недавно я познакомился с человеком, который предлагает Ставрополью самый что ни на есть инновационный проект. Здесь задействована серьёзная академическая наука, доведшая исследовательские работы до практического воплощения. Проект сулит краю миллиардные доходы и мировое лидерство на одном из направлений в фармакологии. Всё в духе модных ныне веяний в верхах по внедрению инноваций в нашу жизнь. Казалось бы, региональная власть должна бы уцепиться за идею, хотя бы ради того, чтоб показать Кремлю, что держит нюх по ветру. Но в ответ – тишина.
Чудо-белок
Валерий Васильевич Шестаков в прошлом военный врач, полковник, кандидат медицинских наук. Он и сейчас читает лекции в Ставропольской медицинской академии. А ещё он возглавляет некоммерческую организацию – Агентство инвестиций недвижимости. По сути, это общество инвалидов, цель которого обеспечивать работой людей с ограниченными возможностями. За свою работу отставной полковник получает символическую зарплату. Словом, пытливого человека, всю жизнь занимающегося научными изысканиями, личное обогащение мало волнует. Ему гораздо интересней реализоваться как учёному и менеджеру.
Круг интересов Шестакова – это не только медицина. В своё время он сотрудничал с Всероссийским НИИ комплексного использования молока, находившегося в Ставрополе, где разработал на базе козьего молока сыры, аналогичные знаменитому рокфору, отмеченные золотыми медалями на различных выставках, а также технологию производства сухого козьего молока.
Интерес к козе, дающей, по сути, целебное молоко, привёл его в институт биологии гена Российской академии наук (РАН), где давно ведутся работы с этими животными на уровне генной инженерии.
Суть проблемы в том, что миллионы женщин сегодня не могут по тем или иным причинам кормить детей грудным молоком. В результате в организме новорождённых не формируется естественный иммунитет, защищающий их от множества болезней. У не получающих материнское молоко смертность в пять раз выше, чем у тех, кого кормят грудью. За выработку иммунитета отвечает белок – лактоферрин, который появляется в женском молоке только в первые месяцы кормления. Он к тому же и природный антибиотик, убивающий огромное количество разнообразных бактерий. Учёные многих стран давно бьются над проблемой создания заменителя женского лактоферрина или выделения его в естественном виде.
Результаты есть. Получен коровий лактоферрин, который, правда, в сотни раз слабее человеческого. Но и с его помощью удаётся повышать иммунитет младенцев и лечить многие болезни взрослых вплоть до онкологических. Цена его огромна – 1 500 рублей за грамм. Выделен и женский лактоферрин, цена которому вообще умопомрачительна – 5 тысяч долларов за грамм. Его так мало и он так дорог, что практически массово не производится.
Российским и белорусским учёным в рамках совместного проекта удалось внедрить человеческий ген, отвечающий за образование лактоферрина, в организм козы. Уже получено потомство коз, продуцирующих человеческий лактоферрин.
Осталось три козлика
Так была создана ассоциация «Золотая коза», цель которой вести дальнейшие разработки в этой области. В неё входят ведущие учёные института биологии гена, их белорусские коллеги и «АИН» – организация, которую возглавляет на Ставрополье Шестаков. В том, что Валерий Васильевич попал в такую серьёзную компанию, лишний раз подтверждает, что его компетентность не вызывает сомнений у знающих людей. О значимости проекта говорит тот факт, что «Золотую козу» поддержал Путин, выделив значительную сумму для дальнейших исследований.
– Проблема в том, что люди, занимающиеся этой проблемой, учёные в чистом виде. Они далеки от практической реализации своих идей и тем более какого-либо производства, – поясняет Шестаков. – А время для внедрения идей в практику уже пришло. Вот я и хочу этим заняться. Почему на Ставрополье? Да потому что здесь живу, потому что здесь есть научная база в лице НИИ животноводства, где занимаются и козоводством.
Кстати, Шестаков весьма плодотворно сотрудничает с этим НИИ: арендует помещения на его опытной станции в посёлке Цимлянском, где содержалось пять трансгенных козликов. Здесь установлено дорогостоящее оборудование по замораживанию спермы как этих, так и обычных племенных козлов, поставленное ассоциацией «Золотая коза».
– Сейчас осталось три козлика. Двух мы передали предпринимателю из Нижнего Новгорода, который собирается создавать ферму животных-продуцентов. Кстати, лучше говорить именно так, а не пугать людей словом «трансгенные». Потому что генно-модифицированных организмов в нашем продукте нет, что подтверждено соответствующим сертификатом. Это натуральное козье молоко с натуральным человеческим лактоферрином, – поясняет Шестаков. – В Нижний отправили не случайно. Их губернатор всячески поддерживает этот проект.
Им это не нужно
А что же ставропольские власти?
– А ничего. У нас разработан детальнейший бизнес-план, где всё расписано поэтапно, где просчитаны перспективы, риски и всё, что требуется в подобных проектах, – говорит Валерий Васильевич. – Поверьте, не на любительском, а на серьёзном профессиональном уровне. Ведь к этому делу подключены компетентнейшие люди. Нас Путин принимал, это же о чём-то говорит? Я несколько раз беседовал с представителями краевого правительства, раскладывал всё по полочкам. Был на приёме, в частности, у бывшего зампреда Георгия Ефремова, отвечающего за экономическое развитие и инновации. Скучающий взгляд, полное равнодушие. А ведь я не так много прошу.
Шестакову нужно 15 гектаров земли, желательно в фармакологическом кластере. Есть такой в краевой инновационной программе, здесь будет строиться фармацевтический завод. Землю просит не в собственность, а в аренду. Зачем именно здесь? Чтоб продемонстрировать банкам моральную поддержку краевых властей. Ему банкиры так и сказали: если правительство вас поддержит, мы денег дадим. Чтобы запустить проект в полном объёме, нужно 300 миллионов рублей. Это собственно ферма на две тысячи голов. Как делать и где взять оборудование, Шестаков знает. Он бывал на современных козьих фермах в Дании и Голландии. Второе звено – перерабатывающий завод. Технология выделения лактоферрина из молока разработана. Она во многом основана на шестаковской технологии получения сухого козьего молока. Здесь важно не допускать высоких температур, которые разрушают свойства лактоферрина. На заводе можно будет выпускать продукцию нескольких видов. Собственно лактоферрин, сухое молоко с этим белком, детские смеси. Ничто не мешает производить и обычное козье молоко, и те самые разработанные Валерием Васильевичем сыры.
Поголовье коз-продуцентов довести до необходимых двух тысяч можно за два года, а за четыре Шестаков обещает окупить все затраты. Ведь цена лактоферрина на международном рынке баснословная. Даже если продавать его в десятки раз дешевле рыночной стоимости, всё равно можно получать огромную прибыль. 50-60 миллиардов рублей в год – это реалии. Кстати, всё сельское хозяйство края даёт примерно такие же доходы.
Конечно, здоровый скепсис никогда не помешает, проблему надо изучить с разных сторон. Но очевидно, что это реальный проект, а не прожект, маниловщина, которыми не раз ошарашивало нас краевое правительство. Например, рытьё канала от Маныча до Азовского моря или использование дирижаблей в коммерческих целях.
– У меня много учеников за границей – от США до Австралии, – говорит Валерий Васильевич. – Зовут к себе, обещают поддержку моим проектам, говорят, что я там озолочусь. Я пока не хочу уезжать, надеюсь пригодиться России.
Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.
Ставропольский край
Выразить свое отношение: