«Мы готовы к введению субсидии на гектар»
15.05.2012 12:01
Осталось дождаться, пока к пониманию этого придут федеральные власти.
Схема начисления субсидий по сельхозкредитам на Кубани может измениться – об этом сообщил председатель совета Агропромсоюза края Игорь Лобач. В интервью корреспонденту «Крестьянина» он рассказал, какой должна быть эффективная система агрострахования, за счёт чего в крае удалось сдержать африканскую чуму свиней (АЧС), а также как на Кубани выстраивают систему кооперации.
– Игорь Александрович, некоторое время назад в крае бушевала АЧС. В результате власти даже собирались запретить содержание свиней в ЛПХ более трёх голов. Но потом решение отменили. Почему так произошло и как в итоге удалось выправить ситуацию?
– В мире распространён, условно говоря, испанский путь борьбы с АЧС: на территорию зашли войска и выбили всех свиней. Через два года построили крупные комплексы, увеличили производство. Но сравните Россию и Испанию – если у нас около 35% мяса свиней производится в ЛПХ, то люди на это живут, детей учат. Выбей у них поголовье – чем они будут заниматься? Мы такое проходили уже в начале 2000-х, когда массово банкротились хозяйства и люди оставались без работы. Поэтому Заксобрание края выступило против запрета.
Проблема, в общем, даже не в ЛПХ. Распространение АЧС пошло из Осетии – надо было жёсткой рукой наводить порядок в республике, как мы у себя делаем. А там в очагах заражения разведение свиней не прекращается и до сих пор. На колёса мотают и возят. Вообще, главные распространители чумы – как раз бесконтрольные перевозчики, «возики», я их называю. Здесь купил, зачуманил, там продал – по всему пути заражает. Ну, и второе – надо наводить порядок с учётом поголовья. Здесь проблемы были. Изначально ставилась задача увеличить доходность на одного работающего в сельской семье до 20 тысяч рублей. Она и сейчас не снимается. Поэтому, по большому счёту, закрывали глаза на бесконтрольное увеличение численности поголовья в ЛПХ. Доходило до того, что в одном хозяйстве она доходила до 1 200 голов! И таких было 5 хозяйств в крае. Это ферма уже, серьёзный бизнес – а он не облагается налогом и ещё заразу распространяет.
Решили, что надо упорядочить работу контролирующих органов, пересчитать всех свиней, прекратить бесконтрольные перевозки, вплоть до электронного чипирования. Ограничивать будем не количество поголовья, а условия содержания. Если хозяин утилизирует навоз на 10 сотках, то можно не более 5 килограмм на один кв. м. Если выше – большие штрафы.
Никто теперь не закроет глаза на то, что это предпринимательская деятельность. А если так, то ты подпадаешь под все требования содержания животных. У нас есть 124 бойни сертифицированные, подворный убой запрещён. Сейчас решаем вопрос с ежемесячным обходом – специалист, ветврач, участковый...
– На недавнем съезде фермеров упоминался новый проект по развитию кооперации. Расскажите о нём подробнее.
– Мы хотим создать так называемый кооператив второго уровня, над низовыми кооперативами, сбытовыми, кредитными. Ещё ниже, под ними – ЛПХ. На счёт кооператива перечисляются бюджетные деньги в виде субсидий. Собственником их он не является – только оператором. Под эти деньги выдаются гарантии по кредитам для низовых кооперативов. Для них же кооператив второго уровня выступает заказчиком по строительству инфраструктуры: овощехранилищ, зернохранилищ, МТС и т. д. Потом они передаются низовым кооперативам в управление с правом выкупа доли до 90%. Условием выкупа станет соблюдение специализации и объёмов производства. Ведь в чём проблема обычных кооперативов? Начались внутри них разногласия – и проект угасает. А тут единая система выстраивается. Это не позволяет перепрофилировать кооператив, и собственность остаётся.
Во время приватизации была возможность привести в кооперацию элеваторы, молзаводы, маслопереработку. Они же были акционированы. А доблестные председатели колхозов за шапку сухарей поотдавали акции, а потом бегали под элеватором – у них зерно не принимали или принимали по таким ценам...
Я всегда говорю тем, кто занимается кооперативами: «Это – некоммерческая организация, которая ничего не должна зарабатывать». Когда я был на стажировке в Англии, всё не мог понять: как они делят дивиденды? Отвечают: а мы не делим. А как же? Позже понял – участие в кооперативе даёт право сдавать свою продукцию по выгодной цене.
Нам поставлена задача: в ближайшие 5 лет 30% всей произведённой в ЛПХ продукции должно проходить через систему кооперации.
– По сравнению с Ростовской областью на Кубани хоть как-то идёт агрострахование. За счёт чего?
– Всё равно это не лучшая ситуация – меньше 25%. Причём более 90% производителей страхуются, только если надо брать кредит в банке. Дело в том, что принятый закон об агростраховании не учитывает интересы агрария. В нём прописано, что выплата происходит в случае, если гибель урожая составит не менее 30%. Вы когда-нибудь видели такое на Кубани?
Я считаю, что агрострахование должно быть организовано по типу автомобильного КАСКО. Есть у меня лимит в несколько десятков тысяч – я его выбираю потихоньку. Поцарапал бампер – заплатите. Триста рублей, но заплатите. Пока не появится такая же схема страхования сельхозкультур, ничего не получится. Предположим, заплатил я миллион рублей – и в среднем 800 тысяч без проблем отбиваю назад.
– На фермерском съезде обсуждали также введение господдержки из расчёта на одну голову скота или на один гектар. Действительно можно ожидать её внедрения на Кубани?
– Идея имеет право на жизнь. У нас 27 видов субсидий, я говорю в департаменте сельского хозяйства: вы сами уже запутались в них, не то что фермер. А потом его начинают стращать, сажать, мошенником обзывать, не та бумажка...
Упростите систему. Как у итальянцев – посеял, всходы получил, тебя приехали проверили – и тысячу евро получи. Надо сделать и нам то же самое. Прообраз – то, как мы компенсировали по 2 880 рублей на гектар для пересева погибших зимой озимых. Отдельно на ГСМ, удобрения, семена не стали разбивать – сразу общую сумму.
– Но Путин заявлял, что он против такого подхода, что мы не готовы...
– Пока не закончится действие госпрограммы по развитию сельского хозяйства, менять ничего не будут. Но мы давно готовы – в крае бы не возражали против этого. В своё время мы уже стали пионерами, когда ввели единую ставку налога на землю. Заплатил один раз – и никакой проверяющий орган не может сказать: а вот, чек у тебя выцвел, мы к затратам его не берём, а значит, ты неправильно исчислил налог на прибыль, получи штраф... Но это не прерогатива края, мы не можем действовать вразрез с общефедеральной политикой.
То же самое с субсидиями по кредиту – почему я, фермер, при получении займа должен сначала заплатить, а потом бегать собирать бумажки для компенсации? Наша идея в том, что когда я иду в банк, сразу плачу процент за минусом субсидии. На получение кредита и субсидии нужны сходные пакеты документов. А банк уже потом пусть общается с департаментом сельского хозяйства. Как с субсидией на страхование. Вот это можно сделать, думаю, это наш уровень ответственности. Только надо отработать механизм.
Выразить свое отношение: