Индустриальное искусство как отпечаток времени

На протяжении последних десятилетий в России становятся все более популярными центры современного искусства, которые располагаются в зданиях бывших фабрик и заводов. Большие пространства и демократичные цены не единственные привлекательные стороны подобных проектов. Уже в середине ХХ века это поняли владельцы подобных помещений в Германии – именно там начали появляться первые центры современного искусства на месте бывших индустриальных построек. 

Винзавод и Гараж в Москве, Новая Голландия в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства PERMM, «Креативное пространство» в Ростове-на-Дону… Подобные центры видят свою задачу в преобразовании городского пространства, «очеловечивании» промзон. 

Культурный центр города Майнца (KUZ) в рейнской области был основан в 1981 году и представляет собой промышленный памятник с разнообразной культурной программой. Артистический народ со всего мира организует здесь театральные представления, лекции, выставки и вечеринки. KUZ это ещё и место встречи для любителей музыки и танца, здесь работает и детский театр. 

fabrik2.jpgСтарейший социокультурный центр Касселя образовался так: в  середине 70-х группа молодёжи захотела при помощи своих театральных представлений и уличных мероприятий обратить внимание кассельцев на городской культурный центр. В 1978 году произошло официальное открытие культурного центра Schlachthof. Стартом послужили курсы немецкого языка и вечера дискуссий. Спустя два года центр претерпел реконструкцию и на этом месте появился молодёжный центр. Программа ежегодных событий - а их около 200 - включает в себя как домашние джазовые концерты, так и большие выступления самых лучших музыкантов со всего мира, выставки рукотворного искусства.
 
Культурный центр Lagerhaus в Бремене активно поддерживают городские власти. Здесь занимаются не только культурными мероприятиями, но и изучением вопросов миграции, экологии,   гендерного вопроса. 

Нам удалось поговорить и с представителем самого первого культурного центра Германии Fabrik (Гамбург) Штефаном Крулле (Stefan Krulle).

- Расскажите, пожалуйста, об истории вашего центра.

- В 1971 году «Фабрика» была основана как Центр культуры и коммуникаций не только для взрослой, но и для детской аудитории. Родители, которые живут в этом районе (Альтона – район Гамбурга. Ю. Д.) отправляют детей к нам в Центр для того, чтобы те мастерили, рисовали, играли и занимались у нас. В 100 метрах от основного здания расположен летний дом, где летом дети могут не только отдыхать на свежем воздухе, но и, например, выращивать овощи или заботится о цветах. У нас есть и своя театральная группа для детей и молодёжи. Недавно актёры из Санкт-Петербурга показывали для всех посетителей Фабрики спектакль «Алиса в стране чудес». 
Лозунг Фабрики конца 80-х годов ХХ столетия – «Культура для всех». Билеты на концерты стоили в те времена порядка 3-5 немецких марок, это было очень дшево. И сегодня мы предлагаем интересные мероприятия по очень демократичным ценам. Максимальная цена, которую мы устанавливаем, – 25 евро. 

У Фабрики особый статус здесь в этой части города: в 1982 году это был самый бедный район, а теперь плюс ко всему здесь проживает много иностранцев. Наш Центр организует различные мероприятия для сближения людей разных национальностей,. Конечно, большую поддержку нам оказывает городская власть, которая ежегодно перечисляет 550 тысяч евро. Так же мы получаем поддержку от фондов и благотворительных объединений, существуют и добровольные пожертвования. 

- Что отличает Фабрику от других подобных культурных центров?



fabrik1.jpg
- Фабрика – первый Центр культуры и коммуникаций, основанный в индустриальном помещении. Все остальные центры – наши последователи. Уже после нас стали организовывать центры, киоски, рестораны, кафе в зданиях фабрик и заводов. Здесь можно найти мероприятия согласно своим музыкальным вкусам, прослушать интересную лекцию, при этом, в отличие от больших концертных залов, у нас доступные цены на билеты. 
- Какие значимые мероприятия помнит Фабрика?
- Нас посещали очень известные музыканты: Chris de Burgh, B.B. King, Nina Simone, Sergio Mendes, Al Di Meola.. Здание Фабрики помнит выступления и U2, The Cure, AC DC. 
- Что нужно делать, чтобы привлечь публику в подобные культурные центры?
- У нас есть главное – большие пространства и интересная история, но ещё важнее, чтобы наши мероприятия имели своё лицо. 
Юлия ДОНЧЕНКО,
Практикантка газеты die ZEIT (Гамбург, Германия)
Фотографии -  Isabel Schiffler/Jazzarchiv
Выразить свое отношение: 
Рубрика: События