Бывали дни весёлые. Как меня селяне от бритоголовых спасали и другие истории
Юбилей – повод подвести итоги. Задумался и я над своей жизнью. Оказывается, уже 14 лет работаю в «Крестьянине». Ни в какой другой организации я так долго не работал. За это время много чего повидал, есть что вспомнить.
Первая командировка была в хутор с любопытным названием Новый Быт. Надо было сделать очерк в хорошую рубрику «Просёлками по России». Вижу, сидит на завалинке дед. Стал пытать его, почему название такое и прочее…
Оказалось, собеседник мой безногий, на протезах, а лет ему аж 88. Он мне всё без утайки рассказал. Как колхозы устанавливали, пытаясь новый быт насадить, как одни радовались этому, а другие сопротивлялись, что «даже банда у нас была, которой баба руководила». И про себя рассказал всё без прикрас. О том, как любит выпить, да так, что потом протезы не несут, катится домой покатом.
Владимир Кузьмич похвалил материал, вселив в меня уверенность, что смогу работать в «Крестьянине». Спасибо тому дедушке!
Раньше много внимания уделялось раскрутке газеты среди сельского населения Ставрополья. В рамках этой кампании поручили мне сделать на краевом радио серию рекламных блоков. Не банальных – «читайте газету «Крестьянин», а с высказываниями о газете наших подписчиков. Дали мне коллеги-радийщики профессиональный диктофон, и начал я скитаться с ним по ставропольским сёлам и станицам. Столько тёплых отзывов о газете записал! Тогда впервые почувствовал, какой преданный и доброжелательный у нас читатель. Получил несказанное наслаждение от общения с этими замечательными людьми.
Потом со звукорежиссёром монтировали записи. Словом, вникал в работу радиожурналиста. Довникался до того, что предложили работу на радио. Но остался верен «Крестьянину».
Окрылённые успехом, решили на следующий год организовать новую пиар-акцию. В День села Сотниковского Благодарненского района нам разрешили провести лотерею, в рамках которой, понятное дело, мы рассказывали, какая у нас интересная и полезная газета. Мой друг-предприниматель пожертвовал на это благородное дело несколько кухонных комбайнов, которые мы успешно разыграли. Я, кажется, неплохо вошёл в роль массовика-затейника, бегая по сцене с микрофоном. Признаюсь, для храбрости даже сто граммов засадил. Народ аплодировал. Ещё бы! Такая халява отвалилась!
Через пару месяцев коллега спрашивает:
– Ну, как думаешь, какой будет результат?
– Человек 10, – говорю.
– Да ну, человек 20, не меньше.
Оказалось – два новых подписчика. Тогда я понял: русский человек, и в особенности сельский, любит халяву до такой степени, что даже забывает за неё спасибо сказать.
А вообще, селяне в массе своей доброжелательные и очень доверчивые люди, порой до простодырости. За 14 лет работы, например, у меня только два раза удостоверение спросили. Этим качеством успешно пользуются разные дельцы и проходимцы, беззастенчиво надувая крестьянина. В своей собкоровской практике приходилось не раз видеть это, выезжая по письмам облапошенных владельцев земельных паёв.
Однажды в селе Первомайском Ипатовского района попал в совершенно нестандартную ситуацию.
Задуренный приезжими и доморощенными дельцами народ вдруг спохватился и решил возвращать назад отданные в аренду паи. Вот и обратились в газету за помощью.
Прихожу на площадь, где в ДК располагается контора нового сельхозпредприятия, а напротив, в старом здании, – старого. Там меня одобрительным гулом встречает народ. Но не успели разговориться, как со стороны ДК вдруг подтянулась толпа бритоголовых юнцов. Охранники инвестора, как пояснили селяне. Оказывается, они намедни похвалялись, что приедет корреспондент и выведет на чистую воду пришельцев. Вот те и подготовились к визиту.
Начали меня за грудки таскать, чуть фотоаппарат не расколотили. Народ за меня горой. Завязалась потасовка. В конце концов отправился я в здание конторы, чтобы продолжить беседу, а заодно властям местным сообщить. Но участковый, оказывается, в отпуске, глава села на больничном. Приходить трусливо отказался. А тогдашний глава района заявляет по телефону: «Спор хозяйствующих субъектов, не имею права вмешиваться». Словом, власть в селе полностью в руках бритых пацанов. Во дела!
Пока растолковывал главе, что ситуация грозит в побоище перерасти, бритоголовые пару раз на штурм ходили.
Но милицию всё же выслали. Пока она добиралась из Ипатово, что за 90 километров, мы не один штурм отбили. Приехали подполковник с лейтенантом. Пыл нападающих охладили. Тут и представитель инвестора сразу объявился. Поговорили. Узнал его точку зрения.
Выезжали в сопровождении милиции. На следующий день сюда нагрянула проверка из РОВД. Бритоголовых приструнили. Народ, правда, несмотря на мою статью, всё-таки ничего для себя не выбил. Что с возу упало, то пропало.
Вот такая у меня интересная профессия.
Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.
Ставропольский край