Станет ли Дон рыбной столицей?

Рыбоводческая отрасль имеет мутные перспективы

Отрасль рыбоводства всё больше привлекает внимание инвесторов. Это не случайно: водоёмы остались в стране чуть ли не последними неподелёнными ресурсами. Кроме того, в самое ближайшее время отрасль может получить значительную финансовую поддержку со стороны государства.

В этом году в Ростовской области стартовала федеральная стратегия развития аквакультуры до 2020 года. Из госказны выделено полмиллиарда рублей на поддержку рыбоводческих организаций. Однако вопрос о том, накормит ли Дон страну рыбой, по-прежнему остаётся открытым.

«Атака» захлебнулась?

Этим летом список успешных рыбоводческих предприятий уменьшился на одну (но очень весомую) единицу: Новочеркасский рыбзавод, крупнейший производитель рыбы в стране, начал процедуру банкротства. Известно, что предприятие должно было получить субсидию в рамках реализации стратегии развития аквакультуры. Но в госфинансировании ему отказали по причине наличия задолженности перед налоговой инспекцией, работниками завода и поставщиками коммунальных услуг.

Это сделало актуальным разговор о рентабельности и перспективах рыбоводческого бизнеса в России. Об этом мы и решили поговорить с другим известным в стране донским производителем рыбы – ЗАО «Миусский лиман». В 2012 году ему исполняется 40 лет.

Была простой, а стала золотой

В сентябре на предприятии началась осенняя путина – вылов выращенной рыбы. Это самая горячая пора, подведение итогов годовой работы. Несмотря на хорошие показатели (за день вылов рыбы достигает 60 – 100 тонн), руководители предприятия больше расположены сегодня говорить о трудностях, чем об успехах.

Хотя гордиться предприятию есть чем. Как рассказал директор Анатолий Иванович Попов, в 2007 году был построен собственный рыбоперерабатывающий комплекс. В нём есть практиче ски всё: мечта домашней хозяйки – линия по разделке рыбы, машина для производства рыбного фарша, а также камеры охлаждения и заморозки. Есть на предприятии свой комбикормовый завод, который позволяет экономить до двух рублей на килограмме корма. В планах – строительство консервного завода, инвестиции в который могут составить 1 млрд рублей.

– Есть сложности экономического характера, их испытывают сегодня практически все рыбоводческие хозяйства, – говорит замдиректора по экономике, финансам и сбыту Максим Лисненко. – Производство рыбы – очень сложный и затратный процесс. Наши расходы в год составляют свыше 54 млн рублей, из них 12,2 млн рублей мы тратим на выращивание рыбопосадочного материала. Несмотря на все наши усилия по снижению издержек, каждый год расходы только растут. Это связано с ростом тарифа на электроэнергию. По нашим подсчётам, за прошедшие шеть лет он увеличился более, чем в два раза, расходы предприятия на электроэнергию составляют уже 2,5 млн рублей в год. Дорожает ГСМ, на которых работает большинство нашей техники. Выросла цена на зерно. Это радует зерновиков, но бьёт по нашему карману, поскольку пшеница – один из основных компонентов комбикорма. В настоящее время стоит вопрос о взимании с нашего предприятия платы за воду, которая закачивается из лимана в пруды. Из-за этого себестоимость выращенной рыбы уже практически приблизилась к рыночной отпускной цене.

Рыбоводческий бизнес в России, по мнению Максима Васильевича, имеет мутные перспективы. Собеседник признался, что даже он, имея все необходимые знания и шестилетний опыт работы в этой сфере, не решился бы сегодня организовать выращивание рыбы на свободном пустом водоёме.

И обещания выплаты государственных субсидий мало поможет исправить ситуацию: нужно привести в порядок законодательную базу, определить статус рыбоводческих предприятий и установить их права.

Запретный улов сладок

– Статус нашего предприятия в последнее время ставится под сомнение, – говорит Максим Лисненко. – Особенность производства на нашем предприятии такая: мы разводим рыбу в так называемом «детском саду» – замкнутых прудах, а нагуливаться выпускаем в водохранилище «Миусский лиман».

Как пояснил представитель предприятия, это водохранилище – уникальное. Оно проектировалось в прошлом веке в первую очередь для выращивания товарной рыбы (в 60-х годах руководство страны таким образом взялось решить проблему сокращения количества промысловых рыб). Поэтому с 1972 года с момента создания рыбхоза, существовал запрет на любительский лов рыбы в лимане.

– В прошлом году Департамент охоты и рыболовства администрации Ростовской области передал нашему предприятию на конкурсной основе это водохранилище в пользование на 10 лет, – говорит Максим Лисненко. – Но, несмотря на наличие документа, подтверждающего наш статус на лимане, главной проблемой предприятия остаётся незаконный вылов рыбы рыбаками-любителями и попросту браконьерами. Мы снимаем до 4000 сетей в год, теряем не меньше 30% толстолобиков и до 60% карпов. Это наша упущенная выгода и дополнительные издержки: площадь лимана – около 6 тысяч га, расходы на охрану водохранилища велики. Кроме того, чтобы удовлетворить потребность населения в рыбалке, мы организовали участок, на котором за небольшую плату (500 рублей в сутки) можно рыбачить, не прячась от охраны. Но эта услуга мало пользуется спросом (мы несём убытки в 350 тысяч рублей в год), наверное, запретный улов слаще. Трудно работать, когда нет понимания со стороны общества.

Рыбоводы обеспокоены грядущими изменениями в законодательстве: в настоящее время обсуждаются законы о любительском и спортивном рыболовстве и об аквакультуре. Идея свободной и бесплатной рыбалки везде – популярна в среде рыбаков, но может нанести удар по рыбоводческим предприятиям.

Инга Сысоева

Неклиновский р-н, Ростовская обл.

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин