Школа для фаталистов
«Ну упадёт потолок на голову – судьба, значит, такая», – говорят дети из села Средний Егорлык. 1 сентября они сели за парты «частично аварийной» школы
31 августа министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил президенту Медведеву, что все школы (кроме нескольких на Чукотке) откроются к началу учебного года «в нормальном состоянии». Накануне Дня знаний мы отправились в село Средний Егорлык (Целинский р-н Ростовской области). Жители села неоднократно жаловались на то, что местная школа вот-вот разрушится. Капитальный ремонт в ней не делают, хотя не раз обещали. И не первый год. Интересно было узнать, в «нормальном» ли состоянии она теперь?
Модернизация по-русски
В селе Средний Егорлык живут около 2600 человек. Примерно триста из них – школьники. Школу, в которой они учатся, никак нельзя назвать благополучной. Её построили в 1983 году, и с тех пор здесь ни разу не делался капитальный ремонт.
В 2009 году фундамент здания начал проседать, по стенам пошли трещины, и родители учеников забеспокоились. Обратились к местной власти и сообща решили, что школу нужно срочно ремонтировать. Но выяснилось, что «срочно» на бюрократическом языке – это далеко не срочно, скорее даже наоборот.
– Мы обязаны соблюдать закон № 94 (то есть проводить конкурс между различными организациями за право оказать услугу, которая будет оплачена деньгами из бюджета. – В.В.). Поэтому очень долго мучились с проектно-сметной документацией, – объясняет глава Среднеегорлыкского сельского поселения Ольга Верещак. – В конце концов мы её добили. Экспертиза пройдена, на сегодняшний день документы готовы. Но пока мы не можем приступить к ремонту этой школы, потому что в районном бюджете нет необходимых средств. Обратились к губернатору области, чтобы он выделил деньги на капитальный ремонт. Теперь вот ждём, пока утвердят областной бюджет на 2012 год. Если в бюджете появится строка, подтверждающая, что деньги на ремонт выделены, то с 1 января 2012 года объявим о проведении торгов. Раньше апреля ремонт в любом случае не начнётся.
– Нам уже обещали в прошлом году, что ремонт сделают этим летом. Но лето закончилось, а ремонта всё нет. Мы разрешили нашим детям ходить в эту школу, несмотря на то что она в ужасном состоянии. Надеялись, что ремонт всё-таки сделают! – возмущаются родители учеников.
– Школу строили наши местные шабашники, – рассказывают жители села. – Это был долгострой. Здание вывели выше уровня земли, потом разобрали и сложили заново – что-то у них там не получалось. Несколько лет назад в школе переделали крышу. Но какой толк от крыши, если всё здание нуждается в ремонте?
– Во время урока в начальном классе с потолка упал кусок штукатурки. Хорошо, что на голову никому не свалился, – продолжают родители.
– Почему бы не перевести детей в другое здание? – спрашиваю я главу поселения Ольгу Верещак.
– Яценко (завотделом образования Целинского р-на. – В.В.) в беседе с родителями сказала так: если вы не хотите, чтобы ваши дети ходили в эту школу, пишите заявление. Тогда мы будем детей расселять. Какие-то классы можно перевести в наше местное профтехучилище (построенное в начале прошлого века. – В.В.), один класс – в детский сад. Начальную школу – в Дом культуры. Но мы детям всё испортим, ведь качество образования снизится. Проучатся они так две четверти, а школа как стояла, так и будет стоять. Но вдруг рухнет? – размышляет вслух Ольга Верещак. – Мне вот говорят: если что случится, вы будете нести ответственность, вас будут судить. Да пусть судят сколько хотят! Я вот чего опасаюсь: не дай бог школа рухнет и погибнут дети?! Вот что страшно!
Внуки Ольги Андреевны тоже ходят в среднеегорлыкскую школу. И им на голову тоже падала штукатурка.
Когда Ольга Андреевна говорит о качестве образования, я понимаю, что она имеет в виду. Нет, не опытных учителей и не уникальные знания, которые они передают детям. Ольга Андреевна имеет в виду другое: в среднеегорлыкской школе можно увидеть все чудеса техники, которыми так любят хвастаться министры, рассказывая о положительных результатах национального проекта «Образование». В каждом классе висят интерактивные доски, на потолках – проекторы. В школе 14 телевизоров, 51 компьютер, 6 музыкальных центров, 10 DVD-проигрывателей, 17 ноутбуков, 17 принтеров, две фотокамеры и один лингафонный кабинет. Но на фоне растрескавшихся стен это техническое разнообразие выглядит нелепо. Зачем нужны компьютеры и принтеры в здании, которое отчаянно просит ремонта? Зачем нужна детям эта видимость модернизации, если их жизни угрожает опасность?
Безопасность не гарантирована
– Когда у нас была комиссия, рядом со мной сидела проектировщик, – рассказывает Ольга Верещак. – Она сказала, что будет приезжать каждый месяц, по любому зову: родительскому, детскому, учительскому. Она говорит, что школа сейчас неподвижна. «Маячки» (полоски бумаги, по состоянию которых строители определяют, не увеличиваются ли трещины. – В.В.) не разорваны.
Между тем экспертиза, проведённая инженерами, показала, что «работоспособным» в здании среднеегорлыкской школы является только фундамент. Всё остальное находится в «технически недопустимом состоянии». В частности, эксперты выявили такие повреждения, как «вертикальные и наклонные трещины в некоторых несущих стенах здания», «выпадение отдельных кирпичей кладки», «поперечные косые трещины в опорной части балок перекрытия», «раскрытие швов между плитами с разрушением заделки швов» и т. д. Несмотря на это, школа не считается аварийной.
Журналист, конечно, не может определить, является ли здание школы опасным для тех, кто в нём находится, но некоторые факты заставляют задуматься. Когда мы в конце июля этого года связались с директором среднеегорлыкской школы Евгением Мищенко, занятия не проводились только в трёх классах. Спустя две недели закрыли ещё одно помещение – кабинет информатики. Там появились огромные трещины на стенах и на потолке вдоль стыков плит. И даже в тех классах, которые считаются безопасными, от дверных проёмов расходится паутина трещин, в некоторых местах штукатурка обвалилась и сквозь неё проглядывают кирпичи, кое-как замазанные побелкой.
Восьмиклассницы Даша и Лиза признаются, что в школу им ходить «немножко страшно»:
– Во время уроков с потолка побелка сыплется. Ещё, бывает, слышно, как с крыши кирпичи падают.
Впрочем, встречаются среди школьников и юные фаталисты, которые не боятся, что школа рухнет:
– Ну упадёт потолок на голову – так упадёт. Судьба, значит, такая, – говорит девятиклассник Олег.
Родители, в отличие от детей, понимают, что в школе не так уж безопасно.
– У меня два сына: младший в первый класс пойдёт, старший – в десятый, – говорит Наталья Сидельникова. – В этой школе не только штукатурка отваливается. Бывает, что вываливаются куски бетона. Я понимаю, что дети должны ходить в школу, но, если честно, страшно их туда отпускать.
– Недели две назад приезжала комиссия из районо, так нас не пустили вместе с ней смотреть на эти трещины, – рассказывает Раиса Заятдинова. – Одна лестница сейчас в школе перекрыта. А если вдруг пожар случится? Куда детям бежать?
– Я не могу гарантировать, что школа абсолютно безопасна для детей, – говорит Татьяна Сурмачевская, сотрудница СК «Проспект» – фирмы, которая составляла проектно-сметную документацию на капитальный ремонт школы. – Те помещения, которые представляют опасность, сейчас закрыты. Если руководство школы будет следовать нашим рекомендациям, ничего страшного не случится.
В новых СанПиН для школ, которые вступили в силу как раз с 1 сентября 2011 года, в разделе «Требования к зданию» написано: «Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций...» То, что я увидела в среднеегорлыкской школе, на мой взгляд, этим требованиям абсолютно не соответствует. Несмотря на это, школа признана готовой к началу учебного года. Соответствующий документ подписан специалистом Роспотребнадзора, участковым милиционером, представителями администрации Целинского района и районного отдела образования.
«Мы сделали всё, что могли»
– Школа не в плохом состоянии. Она довольно-таки новая, построена по проекту. Но в этой школе есть аварийные участки, – говорит Галина Яценко, заведующая отделом образования Целинского района. – Школа внесена в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту. После ремонта школа станет лучшей сельской школой в Ростовской области. Там будет создана так называемая безбарьерная среда, позволяющая учиться в школе детям с ограниченными возможностями здоровья. Будут лифты, подъёмники, соответствующие пандусы…
– Но сейчас в школе трещины на стенах и потолках. Это не является нарушением СанПиН?
– Я вам ещё раз объясняю, что в ходе капитального ремонта все эти трещины будут заделаны, поверьте. Проектировщики дают нам гарантию, что школа сейчас безопасна для детей. Поверьте, мы обеспокоены их здоровьем не меньше вашего. Родители согласились с тем, что дети будут учиться в этом здании. Поэтому я подчиняюсь воле родителей. Если перевести детей в другое здание, это отрицательно скажется на качестве образовательного процесса. А ведь детям ЕГЭ сдавать надо. В интересах детей – чтобы работала та техника, которая есть в школе. Вы ведь видели все технические средства, которые там есть. Вы видели, какие условия созданы в этой школе, чтобы дети получали качественное образование.
– Есть ли у вас документы, подтверждающие, что в 2012 году будут выделены деньги на ремонт школы?
– Таким документом является бюджет Ростовской области, но он пока не утверждён. Областное министерство образования поставило нас в очередь на финансирование. В 2012 году будет выделено 43 млн 300 тысяч рублей, в 2013-м – 41 млн 285 тысяч. На сегодняшний день мы сделали всё, что можно было сделать. Сейчас идёт процесс согласования бюджета. В слушания бюджета мы уже вошли. Я считаю, что ситуация по среднеегорлыкской школе, в общем-то, разрешилась положительно. Есть мнение специалистов и родителей, которые говорят, что в школе находиться можно.
– Я не думаю, что возникнут какие-то проблемы, – считает глава Целинского района Борис Сорокин. – Дети проучатся две четверти в этом здании. А потом, когда начнётся ремонт, мы переведём их в здание училища. Или будем возить на автобусах в Кировскую школу (это примерно в 20 км от Среднего Егорлыка – В.В.).
Надоели обещания
Родители среднеегорлыкских школьников не верят, что в 2012 году в школе начнётся ремонт. Многие из них не хотят отпускать детей на уроки и уже написали соответствующие заявления.
– Нам надоело слушать эти обещания. Скажите, а газета с вашим материалом точно попадёт в областное министерство образования? А то вдруг они не знают, что должны выделить деньги на ремонт нашей школы.
– Точно попадёт, – отвечаю.
– Это хорошо. Мы решили написать им письмо и пойти на приём к губернатору. Чтобы деньги наверняка выделили. Вообще, на эти деньги можно построить две новые школы. А старую ремонтировать бессмысленно. От этих лифтов и подъёмников здание ещё быстрее развалится.
* * *
Когда в новостях говорят о том, что где-то развалилась очередная школа, часто употребляют слова «вдруг» и «случайно». Обычно этой «случайности» предшествуют такие очевидные признаки опасности, как трещины на стенах и падающая с потолка штукатурка. Но начальники разного уровня на эти признаки почему-то не обращают внимания. И без зазрения совести подписывают акты о готовности школ к началу учебного года, надеясь, видимо, на русское «авось». А может, они тоже фаталисты – как и учащиеся среднеегорлыкской школы? Только чиновники рискуют должностью, а школьники – жизнью.
Виктория ВАРЕЖОНКОВА
с. Средний Егорлык,
Целинский р-н, Ростовская обл.
Фото Александра Корсунского