Кущёвцы вооружаются [ВИДЕО с суда]
Станичники не понимают, почему отпустили Цеповяза, а процесс над Цапок по сути никак не начнётся
Гестапо это разве женщина?
Кущёвцы в недоумении: что происходит? Почему выпустили из-под стражи члена цапковской ОПГ и районного депутата-единоросса Сергея Цеповяза? Объяснение, которое предложил Следственный комитет РФ, не удовлетворяет ни станичников, ни журналистов, но другого нет: «В ходе следствия были получены данные о непричастности Сергея Цеповяза к совершению убийства 12 человек. В его действиях следствие усматривает только состав преступления, предусмотренный статьей 316 УК РФ – заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений». А поскольку это преступление не очень тяжкое, а кроме того, следствию внушает опасение состояние здоровья обвиняемого, его и отпустили под подписку.
«Все знают, что он был правой рукой Цапка, – говорит жительница станицы. – Он вымогал у людей деньги. Почему его отпустили? Много денег, наверное, заплатил. Лучше бы следствие так заботилось о нашем здоровье, как о его».
Вот что плохо: жители Кущёвской, как и в ноябре 2010-го, не хотят при общении с прессой называть свои имена. Казалось бы, чего теперь бояться? Главари ОПГ в тюрьме – говори, казак.
Нет.
Молодой парень сообщил мне, что он и многие его сверстники после известия об освобождении Цеповяза срочно начали оформлять себе разрешение на оружие: травматическое и охотничье. «Крутых посадили, а сотня цапковских бойцов на свободе, понемногу начинают борзеть. Деньги в школах пока не начали вымогать, как раньше, но уже были попытки».
Коллеги с телеканала РЕН-ТВ, приехавшие на начало суда над Надеждой Цапок, как и я, опрашивали на улицах станичников. Поговорили с женщиной. Через 15 минут она подбежала к съёмочной группе перепуганная, попросила её «не показывать»; только что к ней подошли два бандита и пригрозили проломить голову, если будет общаться с журналистами.
– И что, не будешь её вставлять в сюжет? – спросил я.
– Не знаю, что делать. И так еле-еле нашли хоть кого-то, кто согласился говорить на камеру.
Вот ещё одно анонимное мнение:
– Ну вот как вы думаете, молодой человек, могут люди прозвать нормальную женщину Надя-Гестапо?
Цеповяз пока не показывается на улице, забился в нору, но... Цапчиха, как ещё её величают в станице, обвиняемая в хищении из краевого бюджета 15 миллионов рублей... Цапчиха тоже несколько месяцев не казала носа из дома, ничего, понемногу освоилась, сейчас уже шествует по улицам Кущёвки с прежним апломбом. Ну, почти с прежним. Всё-таки суд.
Защита
– Я хочу развеять мифы, созданные в СМИ, – заявил защитник Игорь Скрипка, – в деле по налогам «Артекс-Агро» есть копии платёжек, которые были оплачены вовремя. То, что они прошли только три месяца спустя, не имеет значения. Это означает, что долга за предприятием не было. Не вина моей подзащитной, что налоговая инспекция засчитала их три месяца спустя.
По данному делу, сказал Скрипка, «приговор может быть только оправдательным и никаким иным. Потому что не было и самого события преступления».
Следствие
Вопрос сроков, в которые прошли платежи, я даже не хочу рассматривать. Это пусть суд рассматривает, а я об этом потом напишу. Дело совсем, как мне представляется, не в этом частном вопросе.
Надежду Цапок обвиняют в мошенническом получении пятнадцатимиллионного кредита. В 2010 году это было. По версии следствия, предприятие «Артекс-Агро» подало заявку на получение субсидий из краевого бюджета на строительство молочно-товарной фермы. Основное условие получения такой помощи – отсутствие задолженностей у предприятия. Но на фирме висел долг в 31 тысячу рублей. Были изготовлены липовые документы для департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, на которых имелась подпись Надежды Цапок. Сама она в это время находилась за границей, и, как уверяет следствие, руководила действиями своего главного бухгалтера по телефону. Бухгалтер по фамилии Вежливая (её судят вместе с Надеждой Цапок, хотя СМИ она малоинтересна) и поставила на них подделанную подпись Цапок. Видимо, Надежда Алексеевна созванивалась также и с работниками налоговой инспекции, дабы ускорить процесс. В итоге налоговая выдала предприятию подложную справку об отсутствии у фирмы долгов.
Тут что важно. 4 июля суд Кущёвского района Кубани признал виновной начальника отдела налоговой инспекции Наталью Мельникову по статье «Халатность» и приговорил её к штрафу в 30 тысяч рублей. Мельниковой вменялось в вину то, что несмотря на наличие налогового долга у «Артекс-Агро», она сделала ту самую подложную справку об отсутствии просроченной задолженности предприятия.
Этот приговор, хотят того адвокаты Надежды Цапок или нет, сам по себе подтверждает вину их подзащитной.
Нелогично?
Мне показалось странным вот что: неужели далеко не бедное предприятие не могло по-честному заплатить эти 30 тысяч? Зачем нужно было придумывать дурацкую схему с подложными налоговыми документами? Недоумение усугубилось, когда я выяснил, что в тот момент на расчётном счёте «Артекс-Агро» имелось более 20 миллионов рублей.
– Всё дело было в сроках, – пояснил мне во время перекура гособвинитель Дмитрий Мурза. – Сроки были ограниченные для подачи заявок, а предприятие уже опаздывало. Ей постоянно звонили из Краснодара чиновники, которые были у неё на откатах (в их отношении дела тоже расследуются), и говорили: срочно давай оформляй заявку. Реальный платёж мог просто не успеть пройти.
Однако факт мошенничества налицо: поддельные документы из налоговой об отсутствии задолженности у «Артекс-Агро».
«Ещё хоть пять защитников!»
Почему же суд с 4 июля никак не может начаться? Он вроде идёт, а к сути обвинения никак подобраться не может (сведения на момент выпуска номера).
Адвокаты Цапок выбрали ничем не оправданную тактику затягивания процесса. Что, учитывая их уверенность в невиновности клиентки, не выглядит логично.
Для начал адвокат Игорь Скрипка заявил ходатайство о возвращении дела прокурору из-за процессуальных нарушений, допущенных следствием при оформлении обвинительного заключения. Суд ходатайство отклонил и, похоже, адвоката этим обидел. Дальнейшая полемика защиты и суда проходила на повышенных тонах, впрочем, судья Виктор Сероштан вёл себя крайне хладнокровно.
Далее адвокат представил суду график своих возможностей посещать заседания. Он занят в других процессах. Судья решил, что это нарушение прав подзащитной, и назначил подсудимой бесплатного адвоката, что вызвало резкий протест стороны защиты, которая заявила отвод адвокату по назначению.
Логика судьи была такой:
– Затягивать процесс я не позволю. Если завтра оба адвоката не явятся, процесс сорвётся. Или явится кто-то один, потом приедет из Ростова второй адвокат и начнёт передопрашивать всех свидетелей заново. Если у вас отпуск или вы заняты в других делах, я рекомендую подсудимой нанять дополнительно иных защитников.
– Я могу нанять ещё хоть пять защитников, – заявила на это Надежда Цапок. – Но я хочу этих двух.
Судья с ней не спорил:
– Это ваше право, но суд решил предоставить подсудимой защитника, который не игнорирует интересы клиента, – государственного.
И назначил.
Это касается всех
Предвосхищать решение суда – дело неблагодарное. От некоторых людей в Кущёвской я слышал и такое: нехай она едет в свою Австрию, а тут у неё всё конфисковать, а в её дворце детский дом открыть. А так ей вкатают, и будем мы её кормить десять лет на свои налоги. Может, и правда, так было бы лучше?
Нет, пожалуй, не лучше. Во-первых и в-последних: такое решение суда укрепит влияние клана Цапков в Кущёвской, а законопослушные станичники, и так находящиеся в растерянности, будут просто деморализованы. К станице сейчас приковано слишком много глаз пристрастных, очень пристрастных граждан России.
Марат УСЕНКО
Оператор Александр КОРСУНСКИЙ