Гражданские силы: борьба с пробками
Представляем Вашему вниманию программу модернизации дорожного движения в г. Ростов-на-Дону, которая устранит пробки минимальными затратами в самые короткие сроки.
Ощутимый, существенный эффект ростовчане могут увидеть уже через 3 месяца с момента начала реализации настоящей программы. Предлагаемое название программы – «Мы победили пробки города за 3 месяца». Основа программы разработана и реализована губернатором Пермского края О.А. Чиркуновым в г. Перми. Адаптирована к г. Ростову-на-Дону рабочей группой общественной организации «Гражданские силы».
1 Этап: Позволит увеличить пропускную способность перекрестков города в среднем на 15%.
Необходимо дооснастить имеющиеся светофоры секцией обратного отсчета времени для автомобилей на каждом загруженном транспортом перекрестке. Пропускная способность перекрестка увеличивается на 10-20%. Побочный позитивный эффект – снижение аварийности на перекрестке по причине ранней предсказуемости изменения светового сигнала для водителя. Важно учесть, что часть пробок переместится на другие перекрестки, но в уже уменьшенном масштабе, поэтому работу по дооборудованию светофоров нужно продолжать до полного «выдавливания» пробки с направления, то есть и на последующих перекрестках. Этот этап наиболее прост в реализации, не требует участия специалистов высокого уровня и глубокой, длительной проработки.
2 Этап: «Главный только один».
Сегодня в Ростове на большом количестве «важных» перекрестков до сих пор действует правило, противоречащее поправкам ноября 2010 года – правилам проезда перекрестков с круговым движением. Из-за этого водители стопорят движение на кольце из-за взаимопротиворечащих сигналов светофора и знака. На них просто нужно снять светофоры (как один из способов) и пробок не будет.
3 Этап: « Настройка светофоров города под современный трафик, высвобождение дополнительных ресурсов»
Данный этап позволяет увеличить пропускную способность перекрестков от 10 до 30% в зависимости от возможности слаженной работы с органами ГИБДД. Этот этап предполагает как легкую (эффект около 10%), так и глубокую (эффект до 30%) корректировку.
Легкая корректировка: как минимум 1 раз в год (лучше 2 раза) необходимо подстраивать длительность работы каждого светофора на проблемном перекрестке посекундно в конкретном направлении и адаптировать его к ежегодно изменяющейся картине транспортных потоков. На это изменение с одной стороны влияют глобальные факторы (запуск нового моста, торгового центра, рост микрорайона), так и локальные небольшие причины: открытие на соседней улице-дублёре фирмы, сотрудники которой оставляют на весь рабочий день транспорт, заужая соседнюю дорогу на 1 полосу и пр. Такая «легкая» корректировка позволяет дать дополнительные секунды более загруженным направлениям за счет менее загруженных.
Глубокая корректировка предусматривает исключение режима работы светофора отдельно для пешеходов (когда все машины стоят), но с обязательным месячником ГИБДД «Пропусти пешехода», при активной поддержке местных СМИ. Продвинутые российские мегаполисы благополучно реализовали данную модернизацию и на удивление быстро «приучили» водителей пропускать пешеходов: 1-3 месяца активной пропаганды и акцентированных наказаний. Следствием является увеличение пропускной способности перекрестков до 30%.
4 Этап: Направление движения по полосам: ревизия и адаптация знаков и разметки к современному трафику движения.
Подобные знаки приводят к пробкам в местах, где с крайней правой полосы разрешается движение только направо, а не прямо и направо. С левой полосы только налево, а не прямо и налево. При этом в критические моменты наблюдается абсолютно свободный один ряд и перегруженный 2-ой и третий ряды.
5 Этап: Оборудование карманов для заезда и остановки общественного транспорта с полным освобождением для движения автобусам крайней правой полосы.
Этот этап возможно осуществить минимальными потерями в большинстве проблемных мест Ростова благодаря имеющемуся ресурсу в виде свободной неиспользуемой обочины. Требуется доасфальтировать карманы с переносом правее на 4 метра бордюрных камней, дорожных знаков, остановочных комплексов. Такая мера позволит избежать существенного заужения в часы пик крупных магистралей, когда идущие парами-тройками автобусы полностью блокируют по 2-3 полосы движения при остановке и высадке пассажиров, а также обгоне друг друга. Срок реализации этапа около 1 года. Эффект – увеличение пропускной способности дороги в час пик до (!) 40% в зависимости от полосности.
6 Этап: «Даешь городу парковки! На 500 машин ежемесячно»
Простым запретом и вывешиванием знака «Остановка запрещена» с отягчающим дополнением «Работает эвакуатор» проблемы не устранить. Большинство 2-х, 3-х полосных дорог уменьшается до однополосных ввиду отсутствия организованных парковок. Необходимо делать парковки везде, где это только возможно, максимально используя каждый квадратный метр улиц, местами даже за счет уменьшения газонов! (в действительно критических местах). Если не начать принимать подобные «суровые» волевые решения, город однозначно проиграет войну с пробками через несколько лет.
7 Этап: Самый важный.
Ровно 1 час каждую неделю главный в городе чиновник, ответственный за отсутствие пробок (если такого до сих пор нет, то назначить, но только одного-единственного, без дублёра), ездит по конкретному выбранному перекрестку города за рулем собственного автомобиля, отключив сотовый (чтобы не отвлекаться), проезжая в течение этого часа перекресток с разных направлений. Критерии: нужно выбирать по мнению общественности самый пробочный перекресток, менять его еженедельно и ездить в самый час пик. При всей кажущейся курьезности, это наиболее важный пункт данной программы, неизменно приводящий к успеху. Главное выполнять его точно, как описано, без малейших упущений и записывать в ежедневник все, что придет в процессе таких поездок. Еженедельно в течение 3-х месяцев.
Заключение.
Чтобы данная программа приобрела статус плана действий, необходимо добавить к ней бюджет, сроки реализации и фамилии исполнителей. «Гражданские силы» при необходимости готовы принять самое активное участие в осуществлении настоящей программы. Можем за свой счет предоставить на 3 месяца опытного управленца, способного возглавить рабочую группу и реализовать этапы программы, либо выделить эксперта-консультанта для активного участия. Наши специалисты готовы выехать на улицы и продемонстрировать возможные решения на конкретных типичных примерах: перекрестках и дорогах. Допускаем, что у местной администрации города недостаточно человеческих ресурсов для реализации данной программы. Мы имеем позитивный опыт в привлечении общественности при решении подобных задач, готовы делиться.
Настоящее письмо отправлено губернатору Ростовской области, в администрацию города, в ГИБДД области и города, региональным СМИ: стандарт работы нашей организации - максимальная открытость.
Общественная организация «Гражданские силы» в г.Ростов-на-Дону.
Исп. Игорь Остапенко 89604447384
Е-мail: