Разведка и любовь
Об этой супружеской паре многое написано, но мало что известно. Вот такой парадокс! Они разведчики-нелегалы, большая часть жизни которых прошла под грифом «совершенно секретно». Даже сегодня, когда минули десятки лет со дня последней их зарубежной командировки, можно рассказать только о некоторых эпизодах далекого прошлого, героического прошлого.
Представлю этих людей: Герой Советского Союза, Почётный гражданин Ростова-на-Дону Геворк Андреевич Вартанян и его жена кавалер ордена Красного Знамени и ряда других наград Гоар Левоновна. Благодаря им и их товарищам удалось предотвратить покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции в 1943-м, о чём очень уместно вспомнить в год 70-летия начала Великой Отечественной войны...
По стопам отца
Геворк наш земляк. Он родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону, в семье Андрея Васильевича Вартаняна. Отец иранский подданный, армянин по национальности, директор маслобойного завода, находившегося в станице Степная. В семье было два сына и две дочери. Жили они на Братском, 81. Двухэтажный кирпичный дом сохранился до сих пор.
Андрей Васильевич был связан с советской внешней разведкой и покинул СССР по её заданию в 1930 году. Вначале жили в Тавризе, потом перебрались в Тегеран. Преуспевающий владелец кондитерской фабрики, известный на весь Иран своими сладостями, Вартанян-старший вел активную разведывательную и агентурную работу в пользу страны Советов, настоящим патриотом которой он был. Почти никогда не пользовался финансовыми средствами Центра. Более того, в годы Великой Отечественной воины, когда нашей стране было очень трудно, собрал значительную сумму денег, которые передал СССР на постройку танка. Он создал агентурную сеть и оказывал действенную помощь советской разведке. Его несколько раз арестовывали по подозрению в шпионаже, но доказать этого не могли и выпускали на свободу.
В 1953-м Андрей Васильевич вернулся из Тегерана в Ереван, проработав на советскую разведку многие годы. Под влиянием отца стал разведчиком и Геворк.
В шестнадцать мальчишеских лет
Геворк Вартанян связал свою судьбу с советской разведкой в 16 лет, когда в феврале 1940 года добровольно установил контакт с её тегеранской резидентурой. Наставником его стал Иван Иванович Агаянц – легендарный советский разведчик. Последний, по отзывам, был человеком строгим и в то же время добрым и теплым, за плечами которого, несмотря на молодость, накопился большой опыт.
В то время, уже шла Вторая мировая война, Иран был объектом особого внимания гитлеровцев. В стране работало огромное количество немецких агентов, представлявших угрозу нашему государству. К тому же иранское правительство симпатизировало Германии. Через эту страну пролегал удобный транзитный путь поставок в СССР американских военных грузов.
Первое задание, полученное Геворком, которому был присвоен оперативный псевдоним «Амир», стал подбор нескольких надежных ребят, его сверстников, оказание помощи старшим коллегам в выявлении германских пособников в Тегеране и других городах.
В группу вошло семь человек – армяне, ассирийцы, один лезгин. Это были юноши 17-18 лет, выходцы из Советского Союза. В 1937-1938 годах по тем или иным причинам их семьи были высланы в Иран, но, несмотря на это, все они оставались патриотами своей страны.
Вновь созданная группа получила задание – вести наружное наблюдение за фашистской агентурой в Тегеране. Дело было непростое. В то время фашистскую резидентуру возглавлял знаменитый разведчик Франц Майер. Против него была выставлена молодость, отличавшаяся мобильностью и упорством. В передвижении по городу группа использовала велосипеды, из-за чего получила название «лёгкая кавалерия».
Два года ребята следили за фашистской резидентурой в Тегеране, за это время установили около 400 агентов среди иранцев, работавших на Германию или связанных с немецкой разведкой. Это были высшие чиновники шахского двора, министры, крупные фабриканты. Они подготавливали плацдарм для германского вторжения на территорию Советского Союза с юга.
25 августа 1941 года в Иран были введены советские и английские войска, а несколько позже – американские. В последствии вся выявленная фашистская резидентура была арестована и большей частью перевербована для работы на Советский Союз и Англию.
«Свой» среди чужих
В 1942 году англичане, хотя и были союзниками СССР, открыли в Иране разведшколу, где готовили агентов для засылки на территорию Советского Союза. По заданию Центра Геворку («Амиру») Вартаняну удалось внедриться в это «учебное заведение», в которое набирали молодых людей со знанием русского языка. Он успешно прошёл все собеседования и проверки.
За время, отведенное для занятий, «свой среди чужих» основательно изучил азы шпионского дела. И не только! Занятия велись конспиративно – по два человека в группе. До сих пор Геворк Андреевич благодарен английской разведшколе, где прошёл курс обучения и получил добротную оперативную подготовку. Вербовочная работа, тайниковые операции, шифровальное дело, поддержание двусторонней радиосвязи, выявление наружного наблюдателя – всё это и многое другое, полученное от офицеров секретной службы его Величества, в дальнейшем пригодилось.
Через некоторое время у советской резидентуры была подробная информация и о самой школе, и о тех, кто в ней учился. Окончивших англичане направляли в Индию, где они обучались парашютным прыжкам, а затем сбрасывали на территорию СССР. Практически всех их ожидал провал, перевербовка или работа под колпаком советской контрразведки. Англичане, в конце концов, заподозрили неладное: школа функционировала на холостом ходу. Тут и наши помогли, выдав соответствующую информацию. В общем, учебное заведение по подготовке шпионов прекратило своё существование.
Сорванный «прыжок»
Осенью 1943 года союзники приняли решение провести в Тегеране конференцию руководителей трёх держав – СССР, Англии и США– Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта. Немецкая агентура узнала об этом и проинформировала руководство Германии. Гитлер отдал распоряжение готовить операцию «Большой прыжок», целью которой было уничтожение одним махом лидеров коалиции. По версии, провести операцию он поручил своему любимцу Отто Скорцени («человеку со шрамом»), в послужном списке которого были убийство австрийского канцлера и вызволение из плена Муссолини.
Главной фигурой, на кого охотились немцы, был Сталин. Иностранные источники утверждают, что за весь период жизни на Иосифа Виссарионовича готовилось пять покушений. Наиболее таинственно была обставлена третья попытка убить Сталина в 1943 году. В Иран была заброшена группа из шести немецких «коммандос». Она высадилась в районе города Кум, в 70 километрах от Тегерана, до которого добирались более двух недель. С собой везли много снаряжения и оружия, которое вначале разместили на десяти верблюдах, а потом переложили на грузовик. Члены группы перекрасили волосы в чёрный цвет, переоделись в местную одежду и расположились на конспиративной квартире, ожидая прибытия главных исполнителей операции. Покушение на «тройку» готовилось в день рождения Черчилля, 30 ноября.
Но не дремала и советская сторона. Одно из первых тревожных сообщений поступило от разведчика Николая Кузнецова, который действовал в немецком тылу, под Ровно, под именем обер-лейтенатна Пауля Зиберта. Поступили сообщения и из других источников, в частности, от группы «Амира». Ей удалось одной из первых выйти на след диверсантов и проследить их путь движения до Тегерана. Более того, они запеленговали передатчик немецкой группы, передаваемые радиограммы были перехвачены и дешифрованы. После чего прошли аресты.
В результате совместных действий советских и британских военных сил «Большой прыжок» у немцев не получился. Вражеская агентура была разгромлена. Основную группу во главе со Скорцени посылать на верный провал немцы не решились. Конференция (с 28 ноября по 1 декабря) прошла успешно и приняла очень важные решения. Главное – союзники договорились об открытии второго фронта в Европе. Была принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве трёх держав.
После предотвращения террористического акта в Тегеране группа «Амира» получила благодарственную телеграмму от начальника отдела из Москвы. Это был в то время единственный знак отличия. Лишь в 1994 году Геворку Андреевичу вручили сразу пять боевых наград как солдату Великой Отечественной и Второй мировой войн. Первое воинское звание - капитана было ему присвоено в возрасте 44 лет, в 1968 году. А через семь лет он стал полковником.
Девочка с косичками...
Их роман начался почти 70 лет назад, именно тогда, когда в Тегеране действовали юные разведчики, возглавляемые «Амиром». «Самая крупная и важная вербовка, которую я провел в своей жизни, это вербовка в 1943 году, когда я встретился со своей будущей женой Гоар», – заявит в последствии Геворк Вартанян.
Одним из активных членов разведгруппы был его близкий друг Оганес. Именно в его доме Вартанян впервые увидел 15-летнюю девочку, чернобровую красавицу, чье имя переводится с армянского как «сокровище», «драгоценный камень». «Амир» привлёк Гоар в ряды «лёгкой кавалерии». Получив псевдоним «Анита», она стала единственной девушкой, работавшей в группе. С первых же шагов показала себя отважным и стойким человеком. По её наводкам было немало вербовок, выявлялись и предатели. Особенно она отличилась во время проведения операции «Тегеран-43».
- День и ночь по 14-16 часов по улицам бегали. Я домой уходила, только когда совсем темно, - вспоминает Гоар Левоновна. – Холодно, жарко, страшно – всё равно искали.
- Гоар – молодец, - говорит Геворк Андреевич. – Такая была девочка с косичками, а смелая. И мы немцев радистов нашли. «Большого прыжка» не получилось…
Между Геворком и Гоар возникло чувство, переросшее в любовь. В 1946 году они поженились – обвенчались в армянской православной церкви. (В силу обстоятельств, Вартаняны ещё дважды играли свадьбу в разных странах и по другим паспортам). Всю жизнь, долгие годы трудной и опасной работы прошли вместе.
До 1951 года действовали в Иране. Затем супруги попросили Центр разрешить им вернуться на родину, в Советский Союз, чтобы получить высшее образование. Вскоре они переехали в Ереван и поступили в Институт иностранных языков им. В. Брюсова. После получения дипломов тут же последовало предложение продолжить работу в разведке. Дали на это согласие, прошли специальную подготовку…
Ни одного провала
Что было потом? Три десятилетия нелегальной разведывательной деятельности, о которой до сих пор публично говорить не следует. Даже полный перечень языков (а их восемь, которыми владеет Геворк Андреевич) нельзя указывать. Ни одного провала, ни одного предательства. Супруги работали в экстремальных условиях - на Западе, Дальнем и Среднем Востоке, Африка и Китай. Постоянные переезды, десятки лет жизни в разных странах и под разными именами, конспиративные квартиры и жёсткий самоконтроль. Несколько лет супруги провели в Италии, держа в центре внимания южное крыло НАТО. Здесь они приобрели заметное общественное положение и широкие связи, лично были знакомы с президентом страны, некоторыми министрами, американскими морскими офицерами и даже с будущим директором ЦРУ адмиралом Стэнсфилдом Тернером.
Геворк Андреевич «дружил» с представителями многих разведок мира, оставаясь для них то иранским бизнесменом, то испанским журналистом. За эти годы вместе с женой «рассекретил» множество натовских баз.
Осенью 1986-го супруги Вартанян вернулись на родину. Через несколько месяцев Гоар Левоновна вышла на пенсию, а Геворк Андреевич продолжал служить до 1992 года. Долго оставались «закрытыми». Лишь в 2000 году впервые появились на телевидении в прямом эфире. Но рассказывать им «позволено» только об «иранском периоде».
И все же один из эпизодов их нелегальной жизни, описанный в разных изданиях, не является тайной. Это случилось в 1984 году. Супруги Вартанян находились в одной из западных стран. Гоар, обычно принимавшая все сообщения, в тот день приняла очень короткую телеграмму. Короткая телеграмма – всегда тревожный знак: либо разведчику грозит опасность, либо какое-то несчастье случилось с близкими на родине. Пока Геворк Андреевич расшифровывал телеграмму, жена наблюдала за ним. Потом она говорила, что, читая, он побледнел. «Вам присвоено звание Героя Советского Союза, а супруге – орден Красного Знамени». Имена, конечно, в сообщении были изменены… Вечером счастливая пара, уже не молодых людей, отметила событие как праздник - семейным ужином в ресторане.
Геворк Андреевич стал первым разведчиком-нелегалом, получившим это высокое звание за работу в мирное время и при жизни.
Ныне Геворк Андреевич и Гоар Левоновна живут в Москве. Они не порывают связей со своими коллегами, охотно встречаются с молодёжью, передают свой богатый опыт. Бывают в поездках, главным образом в республиках бывшего Советского Союза. Ереван, Минск, Владикавказ… Неоднократно посещали и Ростов-на-Дону.
В конце прошлого месяца Гоар Левоновне исполнилось 85 лет. По случаю этого юбилея на Первом канале российского телевидения показали двухсерийный документально-художественный фильм «Правдивая история. Тегеран 43». В картине, где кадры документальной хроники перемежаются с художественными фрагментами, снялись и сами главные герои. Фильм входит в цикл лент «Поединок», приуроченных к 90-летию Службы внешней разведки.
Напомню, что это уже второй фильм по «мотивам» известного «тегеранского дела». Тот, первый, был художественным, 1980-го года выпуска, с участием И. Костолевского, Н. Белохвостиковой, А. Делона, А. Джигарханяна и др.
Геворку Андреевичу исполняется 87 лет. Он бодр, энергичен и жизнелюбив. «Почётный сотрудник государственной безопасности», «Почётный чекист». Вошел в список ста лучших разведчиков всех времен и народов мира. «Равный Зорге, Абелю, Филби... А, возможно, и первый» - так написал о Геворке Андреевиче в своей книге «Вымысел исключён. Записки начальника нелегальной разведки» генерал-майор Юрий Дроздов.
Полтора года назад Г. А. Вартаняну было присвоено звание Почётный гражданин Ростова-на Дону - «за особо выдающиеся личные заслуги перед городом»…
Сердечно поздравляем земляка с днем рождения.
Ростов-на-Дону
При подготовке публикации использованы материалы центральной и местной российской прессы, национальных изданий, сайта СВР РФ, архивные фото.