Кто кого дрессирует? (Крестьянин №19)
- Ой, мамочка! - пронеслось в голове, когда дрессировщик Сергей Тарантин предложил корреспонденту «Крестьянина» погладить питомца. Двухметровое чудище вяло пошевелилось и приоткрыло зубастую пасть.
- Нервничает зверюга?..
- Это наша Земочка. Она так улыбается!
Звезды арены
В соседних бассейнах «улыбались» Кассандра, Земфира и Марат. Все трое попали к Тарантину недавно. Прежний владелец собирал крокодилов по всему миру, мечтал о грандиозном шоу. Опытные дрессировщики пытались совладать с рептилиями, но не смогли. Сергей справился. С питомцами он работает «на сухую», то есть один на один без всякой «брони».
Тарантин теребит за хвост разомлевшую Зему:
- Ну, давай, девочка! Покажи, что умеешь!
Крокодилица кокетливо хлопает по воде лапой и отворачивается.
- Стесняется! - оправдывает Сергей. - А вообще, она у нас самая спокойная, почти не капризничает. Вот Марат, тот парень с характером. Иной раз норовит цапнуть, да побольнее. Но и работает с огоньком! Кассандра с Земфирой тоже иногда выделываются… Артисткам простительно!
В шоу задействованы все. Звездная четверка собирает полные зрительские залы. Почти ручные Зема, Земфира, Кассандра и Марат бегают по арене, виляют метровыми хвостиками и катают на себе родного дрессировщика. В общем, «шоумэнят» по полной!
Кроме них у Сергея есть людоед Гребешок. Гребешок, потому что относится к виду гребнистых крокодилов. В местах естественного обитания его собратья действительно грешат насчет человеченки. Но Гребешок совестью чист. Как все порядочные крокодилы, он питается окорочками с рынка. У цирковых крокодилов это обычная еда. Верх наслаждения - курица при полном оперении. Такая вкуснятина перепадает где-то раз в месяц.
Ветераны арены - аллигаторы Сеня и Маша. Почти 15 лет назад Сергей поставил с ними первый номер. Теперь крокодилы выступают реже. Что взять со старичков?
Почуяв дрессировщика, Сеня слегка запрокидывает голову: ласки просит. Тарантин почесывает крокодилью шею, будто кошачью. Аллигатор только что не мурлычет…
Абсолютно владеет крокодильими сердцами дочка Сергея. Маргарите всего два с половиной года, но ей можно все! Смелая Марго (как ее называют в цирке) запросто может потаскать аллигатора за нос, похлопать по спине. «Сенецка, Масецка!» - и полетела душа крокодилья в рай...
«Динь-Динь» - называет маленькая повелительница папиных питомцев.
Правда закулисья
Что ни говори, а характер у крокодилов есть. Кнута они не понимают, пряников не едят, и юбку с бантиками на крокодилицу, как на шимпанзе, не нацепишь.
Мало того, своенравные рептилии не признают никаких сценариев.
Сергей смеется:
- Кто кого дрессирует - это еще вопрос! Скорее, мы подстраиваемся под них. Сначала изучаем все повадки, привычки. Куда крокодил пойдет и с какой скоростью - вещь непредсказуемая. Моя задача - делать шоу независимо от того, что взбрело крокодилу в голову. Дрессировать их бесполезно, можно только приручить. Во-первых, животное привыкает к рукам, во-вторых - к голосу. Хозяйские руки крокодилы знают по опыту тренировок. Чтобы привыкали к голосу, в помещении постоянно включают музыку. Так что между репетициями хищные артисты отдыхают под «трали-вали» российской попсы.
Однако не все так гладко. Были случаи, когда природа брала верх, и ассистенты потом долго залечивали рваные раны. Сергею тоже доставалось. Но дрессировщик зла не держит:
- Наказывать нельзя, они же не виноваты. Как ни крути, хищник есть хищник. Всегда надо быть осторожным, потому что крокодил чувствует, боится ли человек, болеет ли… Бить нельзя - только обозлятся, пайки лишать - захворают. Тут как-то по-другому договариваться надо.
«Как бы чего не вышло!»
Кроме крокодилов в цирковом шоу участвуют змеи и игуаны. Украшают представление павлины. Со всеми приходится много работать. Самое сложное, чтобы они друг друга не съели.
- Если птица не идет к крокодилу - боится, если крокодил идет к птице - намерен поохотиться. Пока они местами не поменяются, надо жестко контролировать. А то как бы чего не вышло! - поясняет дрессировщик.
Питомцы в команде отработали не одно представление, не один пуд соли вместе съели. Сейчас на жизнь «коллег» никто не покушается. У всех свое, сбалансированное меню. Красавицы игуаны питаются свежими помидорами, листьями салата, обожают мать-и-мачеху и обыкновенный подорожник. Змеи и питоны закусывают мышатиной. Грызунов для этих целей выращивают специально.
Капризные и нежные
Шоу Тарантина действительно уникально. На Западе люди держат целые фермы крокодилов: выращивают их ради дорогой кожи. Там, где крокодилы в дикой природе водятся, их, скорее, опасаются. А на просторах СНГ эти животные - экзотика. Только работать с крокодилами никто не хочет: слишком много с ними хлопот. Во-первых, мясо подай свежее, во-вторых, воду пресную и чистую (хлорка для рептилий опасна), в-третьих тропический климат обеспечь. +28оС - крокодилья норма. Будет меньше - начнут хандрить, а при нуле градусов и вовсе могут погибнуть.
- Это с виду они такие мощные и сильные, а на самом деле чуть что - начинаются слезы и сопли. Чаще всего крокодилы болеют простудой. А еще бывают экземы и всякие кожные болячки. Приходится возиться!
Правда, питомцам Тарантина случалось работать почти в экстремальных условиях.
- Однажды пришлось гастролировать в Ульяновском шапито. Представляете, что это значит, когда на улице тридцать градусов мороза?! Крокодилов спасал, как мог. Скупил в округе всю полиэтиленовую пленку, смастерил парник - так и выжили, - с ужасом вспоминает дрессировщик.
Любите цирк!
Звезды цирка, - нередко выходцы из таких же звездных семей. У Сергея Тарантина в роду артистов не было. Мама работала маляром, папа - тоже. Семья жила простенько. Сергей учился так себе, уроки часто прогуливал: играл с дворовыми мальчишками в войнушки, хулиганил по мелочи. А еще целыми днями пропадал в цирке. Пермский цирк тогда только строился. Сергей дни проводил на конюшне с лошадьми и любыми способами старался остаться на ночь. Даже такое придумал: заворачивался в шторы и ждал, когда все разойдутся. Потом к мальчишке привыкли, стали помогать делать уроки, заставили учиться. Так и остался Сергей работать в цирке. Слава к известному дрессировщику пришла не сразу. Тарантин правильно определился, с какими животными лучше работать. Рептилии Сергея словно чувствуют и… слушаются.
На каком-то этапе Тарантин хотел от них отказаться (слишком много проблем), но так и не смог. Вот уже 15 лет он выводит на арену своих питомцев, и всегда - аншлаг.
- Я вам так скажу: цирк любить надо, тогда все получится! - уверен дрессировщик.
Сейчас он работает в Пермском цирке. Там же - постоянное место крокодильей дислокации. А сейчас гастроли. Перед приездом в Ростов выступали в Сочи, у Запашного, впереди - еще несколько городов. Тарантин мечтает обосноваться в Ростове: здесь он тоже работал в начале карьеры, здесь живут его близкие друзья. Да и крокодилам на Дону понравилось: публика радушная, и климат более-менее подходящий.
Любовь УШАКОВА