Жертва модернизации
Электронный бюрократ может быть ещё страшнее бумажного.
МЕНЯ в очередной раз настигла модернизация. Она настигает всё чаще – в виде электронных услуг, пластиковых карт и прочих примет современности.
Оговорюсь сразу: я человек вполне цивилизованный – с компьютером в ладах, без интернета дня не могу прожить. И двумя руками голосую за то, чтобы повсеместно заменить тонну бюрократических бумаг и тысячу чиновников на один компьютер, подключённый к сети. Но с непременным условием: чтобы это было сделано по уму. Квалифицированными специалистами.
И чтобы это, чёрт возьми, работало!
По моим же скромным наблюдениям, сплошь и рядом электронная процедура не заменяет бумажную – она к ней приплюсовывается. Или, ещё того хуже, бумажную уже упразднили, а электронная ещё не заработала. А спросить не у кого: девушка, которая раньше писала бумажки, теперь называется старший консультант и на дурацкие вопросы не отвечает.
Эпизод 1. Ждите письма
Когда в СМИ появилась информация о том, что регистрация (читай «прописка») будет носить уведомительный характер, многие обрадовались. Они решили, что драконовскую процедуру, без которой ни в поликлинику не пойдёшь, ни на работу не устроишься, наконец-то отменили. Они думали, что будет так: подходишь к компьютеру, посылаешь по электронке письмо: «Дорогое государство! Я теперь живу там-то и там-то. Привет министерствам и ведомствам. Твой Вася Петров». И всё.
Наивные! Потому что, как это будет на самом деле, я проверила на себе – просто ради эксперимента.
Итак, первым делом нужно зайти на сайт https://www.gosuslugi.ru и создать там так называемый «личный кабинет». При этом нужно указать кучу личных данных и согласиться с тем, что за ущерб, понесённый пользователем в результате «неправомерных действий третьих лиц, в том числе связанных с использованием «личного кабинета» пользователя, а также с использованием электронного почтового ящика пользователя», администрация не отвечает. Уже подозрительно. Но идём дальше.
Сразу пойти дальше не получилось: выскочило сообщение о том, что портал временно не работает в связи с техническими проблемами. Оно выскакивало ещё много раз. (Заметим в скобках: технические проблемы на этом портале, которому скоро исполнится год, – до сих пор дело обычное.) Но я была настойчива. И довела процедуру до победного конца.
То есть это я так думала, что до победного. А оказалось, что мне ещё предстоит «шаг № 5» – получение по почте заказного письма с кодом активации учётной записи Портала государственных услуг.
Вы поняли? Заказного. По почте. Не электронной – обычной. В течение двух недель. С обязательной личной явкой в почтовое отделение с паспортом.
Я даже не спрашиваю: а нужно ли мне это будет через две недели? Мне другое непонятно: а зачем вообще со всем этим затеваться? У меня, например, почта и милиция – соседние здания. И мне совершенно всё равно, в какое учреждение идти. Хотя нет, в милиции я пропишусь, конечно, быстрей, чем через две недели.
Почему пресловутый код активации нельзя было тоже прислать через интернет, рационально объяснить невозможно. На замечание, что, дескать, в интернете всякое бывает, могу только возразить, что через мировую паутину сейчас заключаются миллионные сделки, для чего придуманы всевозможные способы защиты информации. За которую, как меня честно предупредили, на портале государственных услуг всё равно никто не отвечает.
Эпизод 2. Расплата за интернет
– А у нас теперь плата за телефон – только через терминал, – объяснила сбербанковская девушка, которая только что приняла у меня квитанции за квартиру и ЖКУ.
Первое, что я увидела на мониторе, набрав свой телефонный номер, – это несусветный долг, который якобы за мной числится.
– Откуда?
– Ну, сегодня уже пятнадцатое, вот они и насчитали за полмесяца, – объяснила девушка (явно уже в сотый раз за день).
– Но ведь срок оплаты только двадцатого!
– Они так считают.
Как выяснилось, «они» так не только считают – «они» всё так делают. Потому что заплатив за телефон ЮТК, я захотела оплатить и интернет, любезно предоставленный той же компанией. И увидела, что это невозможно: нет там в списке поставщиков интернета моей родной ЮТК.
Через пятнадцать минут моих мучений надо мной всё же сжалилась какая-то сотрудница: подошла и стала тыкать в кнопки вместе со мной. А потом посоветовала:
– Положите эти деньги на телефонный счёт.
– А они дойдут по назначению?
– Наверное.
– А как мне вообще теперь платить за интернет?
– Не знаю.
Теперь я жду, отключат меня от интернета или нет. Интересно – если всё же отключат, положена мне какая-нибудь льгота или субсидия как жертве модернизации?
И ещё интересно: почему и я, и две вконец перепуганные пожилые женщины рядом со мной должны были изобретать велосипед самостоятельно? Почему нельзя было написать понятно? И почему меня – аккуратнейшую плательщицу – с первого числа каждого месяца объявляют задолжницей?
Эпизод 3. Свинка-копилка
Пластиковая карточка, которую мне выдали в Сбербанке, оказалась настоящим чудом техники: положить на неё деньги было можно, а снять – фигушки. Это не удавалось ни мне, ни сотрудникам Сбербанка. Такая вот электронная свинка-копилка.
Семь визитов в различные филиалы банка не дали ничего. В смысле ни копейки. И я попросила аннулировать карточку.
– Карта исправна, – ледяным тоном процедила девушка, сгибая пластик пополам, как положено по инструкции.
Я не стала с ней спорить. Я просто объяснила, что зайду попозже. Когда они немного разберутся с модернизацией.
Лет так через двадцать.