Пилотный двор

На экспериментальной крестьянской усадьбе появились новосёлы.

В публикации «Сюда Макар телят не гонял, а Щеглов пригонит» («Крестьянин» № 4 за нынешний год) мы рассказывали про предпринимателя Алексея Щеглова, который вынашивает идею строительства посёлков-спутников близ существующих сёл и станиц.

Посёлки эти, возведённые на государственные деньги, Алексей Тимофеевич предлагает заселить отставными офицерами, северянами – всеми, кто наделён правом льготного получения жилья, но не хочет ютиться в городских «скворечниках». Этим людям, ещё полным сил и энергии, предприниматель отводит важную роль в обеспечении страны разнообразным продовольствием – от мяса и молока до овощей и фруктов. Идею Щеглова поддерживают на разных властных уровнях, но до конкретных решений пока не дошло. Тем временем сам Алексей Тимофеевич уже реализует свой проект, пока в рамках отдельно взятого крестьянского подворья.

Дорогая пропажа

На усадьбу, построенную за околицей села Новоблагодарного, я попал вскоре после новоселья. В левой части двухэтажного коттеджа разместилась семья Аманмуратовых, переехавшая сюда из села Каясула Нефтекумского района.

– На родине у нас свой дом, родня, друзья, всё хорошо, за исключением одного: работа там только сезонная, – называет причину переезда хозяйка Катя, которую застаю за сбором урожая в теплице. – А платить за коммунальные услуги, питаться, одеваться надо круглый год.

В поисках надёжного источника существования семья уже поколесила по стране. Теперь вот очередная попытка «заземлиться». В распоряжении Алика и Кати, их 15-летнего сына Коли и взрослого племянника Зайдуллы на усадьбе оказались четыре жилых комнаты, ванная и туалет, кухонька.

– За жильё и коммуналку мы не платим, все расходы взял на себя Алексей Тимофеевич, – продолжает Катя. – А кроме того мы здесь фактически даром питаемся. Работодатель привозит нам хлеб. Разнообразных овощей и мяса на усадьбе достаточно, нам разрешено ими пользоваться. Ключ от овощехранилища, где стоят заготовки на зиму, тоже у меня в кармане. Получается, затраты на себя минимальные. При этом будем ещё получать зарплату – по десять тысяч в месяц на каждого члена семьи.

У Коли запущенные проблемы со здоровьем, мешающие ему посещать школу. Но и в лечении парня предприниматель Щеглов обещает содействие.

Невольно обращаю внимание: оптимистический по содержанию рассказ хозяйки по тону вовсе не оптимистичен. Её словно что-то тревожит. Хмура, озабочена, напряжена и мужская половина семьи. Алик ходит по загону среди телят и сосредоточенно строчит что-то в блокноте. Зайдулла периодически прыгает в седло и скачет на коне вверх по балке, а затем возвращается с кислой миной. Даже общительный Коля иногда вдруг обрывает свою речь на полуслове, явно думая о чём-то другом.

– Вчера потеряли телёнка, – вздохнув, признаётся Алик. – А он двадцать тысяч стоит. Вот, записываю номера бирок. Пытаюсь вычислить, какой пропал.

Сотню калмыцких бычков и тёлочек завезли на усадьбу несколько дней назад. Скот дорогой, куплен на племзаводе. На новом месте стадо ещё не обвыклось. Накануне Зайдулла первый раз отправился его пасти на окрестных холмах. Телята гуляли плотным гуртом, что и усыпило бдительность пастуха. Спустившись с седла, он присел рядом с конём, который как раз загородил ему вид на стадо. Пятерых отшельников, удалявшихся в сторону подсолнечного поля, парень заметил поздно. Тем не менее четверых благодаря навыкам прирождённого скотовода сумел вернуть. А пятый как в воду канул. Теперь вся семья в расстройстве: расплачиваться за потерю придётся из собственной зарплаты.

Отшельник нашёлся

Жалованье, дармовые угол и стол Аманмуратовы отрабатывают, почти не выходя за пределы усадьбы. У Кати и Зайдуллы вообще-то огородный профиль. Выращивают помидоры в теплицах, под которыми на усадьбе 13 соток. Занимаются клубникой, капустой, перцем, огурцами и снова помидорами на 15 сотках открытого грунта, оснащённого капельным орошением. Они же по необходимости наведываются на главный огород, отвоёванный у камышей, площадью около одного гектара. Там тоже помидоры, а ещё кабачки, патиссоны, тыквы, свёкла.

У Алика и Коли животноводческая специализация. Главная их забота – та самая сотня «калмыков». Помимо них на плечах отца и сына птичник на сотню кур-несушек и инкубатор, поставляющий на собственное воспроизводство и продажу окрестному населению суточных цыплят.

Впрочем, это распределение обязанностей условно. Оказавшись на усадьбе, Колю я застал, например, за типично огородным занятием: он готовил навозную вытяжку для системы капельного орошения овощей. Каждый готов заменить другого члена семьи.

– Хотя Аманмуратовы называют положенное им жалование зарплатой, на самом деле это аванс, – поясняет Алексей Щеглов. – Итоговый заработок будет зависеть от привесов на ферме и урожая на огороде. Уверен, получать на усадьбе можно больше, если быть заинтересованным в конечном результате. На примере подворья как раз и хочу это доказать.

Правую половину дома предприниматель планирует заселить весной, перед началом огородных работ. Хочет пригласить семью механизатора. Такому специалисту уже сейчас работы на усадьбе достаточно. А поскольку Щеглов настроен отвоёвывать у камышовых зарослей всё новые площади под огород, нужда в усадебном трактористе будет только расти.

– Это не значит, что абсолютно вся работа на подворье свалится на плечи двух семей, – комментирует Алексей Тимофеевич. – Даже сейчас часть поручений, связанных с массовой уборкой и переработкой овощей, выполняют люди, привлечённые сюда с моего основного производства. А две семьи будут в основном обслуживать хозяйство на гектаре земли – по 50 соток на каждую, как и предусмотрено в моём пилотном проекте посёлка-спутника.

На следующий день после своего возвращения с экспериментального подворья я позвонил Алексею Щеглову, спросил про телёнка.

– Нашёлся! – бодро откликнулся Алексей Тимофеевич. – Отдыхал в подсолнухах. А как пить захотел, поплёлся вниз к ручью. Тут-то его Зайдулла и подкараулил.

с. Новоблагодарное, Предгорный р-н, Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин