Люди бизнеса: внук плотника
Бывший моряк Алексей Федосов променял Ростов на село и открыл мебельный цех.
Сельские плотники сейчас могут неплохо заработать на производстве мебели. Себестоимость нехитрых изделий – столов и стульев – невелика, а скудность предложений на рынках при пока ещё неудовлетворённом потребительском спросе позволяет производителю накрутить двойную цену. Так считает 30-летний предприниматель, который организовал мебельную мастерскую в селе Кулешовка.
– В юности я мечтал быть моряком и пошёл учиться в мореходное училище. В плавании я побыл всего два месяца, повидал семь стран и остыл. Понял, что земля и семья для меня ближе.
После возвращения Алексей вложил заработанные деньги так: открыл продовольственный ларёк в Ростове. Но это занятие оказалось не к рукам. И то, что всегда было его хобби – мастерить из дерева – он решил сделать своей основной работой.
– Мой дед был плотником и токарем и многому меня научил. Кроме того, я не хотел работать в Ростове: все мои предки родом из деревни. Три года назад я уехал в село. Здесь живётся спокойней и можно работать.
Лицо фирмы – двор
Конечно, в селе Кулешовка Азовского района не найдёшь в избытке того сельского колорита, который присутствует в настоящей глубинке. Это, скорее, компромиссный вариант для бывшего горожанина, уставшего от суеты. Зато нет проблем с непроезжими дорогами: дом– база Федосова расположен прямо на трассе, что открывает новые возможности.
Деревенский колорит Алексей создаёт своими руками во дворе. Творческие идеи ему подсказывает жена. Оформление производственной базы для них важно, так как туда приезжают клиенты и партнёры.
Федосовы украсили двор в лубочном стиле. Главный декоративный элемент – колодец. Интересным решением стала композиция «Денежное дерево», которую Алексей выполнил из корня выкорчеванной акации, покрыл лаком, обмотал цепью и облепил морскими камушками вместо листьев.
Забор тоже оригинален: он сделан из необрезной доски, горбылей. Кору Алексей специально не счистил, а покрыл лаком.
В марте Алексей получил субсидию на открытие своего дела в центре занятости Азовского района – 58 800 рублей. Добавил свои деньги и получил возможность превратить увлечение в бизнес. Привлёк четверых наёмных работников с окладом 6 тысяч рублей плюс проценты.
Кому продать
Алексей делает мебель из массива. Конкурировать ему приходится с фирменной, брендированной мебелью. Его преимуществами являются цена и индивидуальный подход к клиенту. С другой стороны, его конкурентами являются такие же, как он, кустарные производители. Здесь главный аргумент – качество.
– В случае возникновения нареканий от покупателя я делаю обмен, – говорит предприниматель.
Основной доход Федосовым приносит производство простой и дешёвой мебели: столов, стульев и табуреток. Их Алексей продаёт в собственном торговом павильоне на азовском рынке, а также сдаёт ростовским реализаторам. В этом случае их наценка составляет до 60%. Недавно Федосов получил заказ на поставку 100 табуреток в Москву. Такой объём способны выполнить два работника за две недели. В столице табуретки продаются по тысяче рублей за штуку, что в два раза дороже, чем в провинции.
Сундучки с сокровищами
Однако, как считает предприниматель, одними табуретками мебельщик долго сыт не будет: для развития бизнеса надо, как говорится, «попасть в тренд», то есть уловить моду, либо самому стать её законодателем. Федосовы постоянно думают в этом направлении.
– Сейчас пользуются спросом изделия под старину, – считает Алексей. Поэтому он вооружился щёткой, которой старит дерево. Оригинально смотрятся рамки для зеркала, фотографий и картин и полки из состаренного дерева. По желанию клиента он делает роспись с помощью витражных красок, а также украшает изделия резьбой.
Есть у Алексея и собственная «фишка»: производство сундучков. Настоящие деревянные сундучки покрыты лаком и могут запираться на замок. Именно так могли выглядеть ящички, в которых пираты хранили свои сокровища. Несмотря на свой внушительный вес и относительную дороговизну (3000 рублей), они пользуются спросом.
– Один клиент приобрёл такой сундучок для своего ребёнка. Он насыпал туда много конфет в блестящих разноцветных фантиках, и это выглядело очень красиво: как россыпь драгоценных камней, – рассказывает Алексей.
А вот производство деревянных окон, по мнению Алексея, невыгодно: они не выдерживают конкуренции с пластиковыми в цене, да ещё и нуждаются в уходе.
Таким образом, у кустарных производителей сегодня есть два направления для развития: делать простую дешёвую мебель либо дорогие эксклюзивные изделия. Спросом пока ещё пользуются оба направления, и производитель имеет возможность выбирать, чем интереснее заниматься. Федосовы, например, регулярно получают предложения со стороны модных мебельных салонов на производство сложных дверей по эскизам художников, но вынуждены отказываться ввиду трудоёмкости и сложности их исполнения.
с. Кулешовка, Азовский р– н, Ростовская обл.
Идеи дли бизнеса
Цех за две недели
Основные расходы – строительство мастерской. Новые технологии позволили сэкономить время и деньги: фундамент базы – столбчатый, стены – каркасные с использованием дерева, ДСП и стекловаты. В результате строительство цеха площадью 100 квадратных метров заняло всего две недели и обошлось в сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
Затраты на отопление также можно минимизировать, если поставить масляный котёл. По расчётам Алексея, в этом случае расходы на отопление 100 квадратов в месяц потянут всего на 1000 рублей.
Минимальный набор ручных инструментов, с которого начиналась мастерская Федосова, был таким: рубанок, фрезер, лобзик. С их помощью можно было делать лишь примитивные вещи. Сегодня в производственном арсенале есть комбинированные, токарные и шлифовальные станки, торцовочные пилы и щётка для старения дерева, которые позволяют делать более сложную мебель и в гораздо больших объёмах.
Срок окупаемости проекта Алексея – год. Как утверждают другие производители мебели, если оптимизировать налоги, покрыть расходы можно уже через четыре месяца.