Помидоры стали сеньорами
Дефицит овощей, вызванный засухой, заставил производителей консервированной продукции либо сокращать производство и переориентироваться на другие сегменты рынка, либо закупать сырьё у иностранных производителей.
Цены не засолишь и не засушишь
Население у нас постепенно отвыкает от практики самостоятельной консервации овощей в трёхлитровых баллонах. На этом благостном фоне местные производители, многие из которых уже были скуплены москвичами, обновили линейки выпускаемой продукции, установили новое современное оборудование. Тут бы и флаг консервщикам в руки, да вот беда – случилась засуха. И на юге она повлияла не столько на производителей зерна, сколько на овощеводов.
Директор одной из ростовских оптовых баз признался ДК, что цены на овощи в 2010 году выросли в 2 раза. «Засуха уничтожила у нас значительную часть урожая, – сообщил он ДК на условиях анонимности. – В соседних регионах – Волгограде, Ставрополе и Краснодаре – то же самое. В Краснодаре даже хуже, их ещё и залило в мае, а потом – засуха. Сейчас постоянно звонят из Краснодара, просят овощи, но нам нечего им предложить. Боюсь, что к концу года оптовые цены на помидоры и огурцы вырастут в 3 раза».
Конечно, оценки директора овощной базы приблизительны и кому–то могут показаться экстремальными, но тенденция налицо.
Урожай овощей пока не собран, овощеводы ждут дождя и встревожены неблагоприятными перспективами. И уже сейчас можно говорить о том, что качественного, годного к маринованию сырья в этом году в регионе явно недостаточно. Кстати, Батайский и Аксайский консервный заводы уже обанкротились и сейчас стоят, ожидая более благоприятной конъюнктуры на овощном рынке. У своих закупать нечего, а у дальних производителей – невыгодно.
Чем заменить дефицитный товар?
Проблемы с качеством и количеством выращенного горошка испытал крупнейший производитель – «Бондюэль–Кубань», который консервирует бобовые. Падение производства баночного горошка на 30% – прямое следствие неурожая. С фасолью и кукурузой у предприятия проблем нет.
Директор «Крымского консервного завода» (расположен в Северском районе) Виктор Кондаков: «Год начался плохо, овощей произвели меньше, чем нужно, и не того качества. По горошку у нас падение производства на 40%, поскольку с ним неурожай в этом году. С кабачками вроде всё в порядке, маринуем, а вот с помидорами в этом году проблемы. Стебель у них сейчас сухой, если в ближайшее время не выпадут осадки, то осенью будет сложно загрузить мощности завода. Да и качество томатов нас не удовлетворяет. Они идут на томатный сок, а не на маринование.
Но всё же я думаю, что этот год будет примерно таким же по прибыльности, что и предыдущий. Мы сейчас запускаем несколько новых для нас видов продукции – кабачковую икру, тыквенный и яблочный соки».
«Крымский консервный завод», кстати, тесно сотрудничает с окрестными фермерами (СПХ «Ленинский путь», «Ерофеев» и т.д.), закупая партии овощей от 6–7 тонн. Однако и у фермеров в этом году с томатами и огурцами неурожай либо нетоварное качество.
Начальник отдела маркетинга ООО «Донской консервный завод» (ДКЗ) Светлана Проскурина: «Огурцы на рынке закончились довольно быстро, эти овощи «сгорели». Поначалу их цена была такой же, как и в прошлом году. Потом, когда выяснилось, что на рынке дефицит огурцов, цена поднялась выше прошлогодней».
ДКЗ в этом году ещё более диверсифицировал своё производство, чтобы не зависеть от какого–то одного направления. В этом году предприятие запустило проект – соковые смеси. На линиях по розливу «миксуют» морковный и яблочный соки. Ещё одна новинка от ДКЗ – малосольные огурцы в банках.
На некоторых консервных заводах из–за децифита томатов стали пользоваться томатной пастой.
Руслан Бареев, директор ООО «Донконсервпром»: «Обычно в сезон цены на овощную продукцию падают на 30–40%, но в нынешнем году этого не произошло. Мы овощи закупаем на оптовом рынке, что расположен при въезде по М4 в Ростов. Из–за высоких цен нам пришлось переориентироваться в производстве с томатов на томатную пасту из Ирана и Китая, которую и используем в качестве ингредиентов.
Огурцы сейчас предпочитаем закупать не с рынка, а в Индии. Это маринованные полуфабрикаты в двухсоткилограммовых бочках».
«Донконсервпром» предполагает также компенсировать возможные проблемы с овощами производством острых
соусов и аджики.
У некоторых крупных консервных заводов проблемы с поставками овощей компенсируются контрактами с соседними хозяйствами, а также собственным производством овощей.
У «Славянского консервного завода» падение производства банок с горошком будет, по прогнозам, небольшим (с 19 млн до 18 млн условных банок). Однако с учётом того, что в этом году завод запустил ещё одну горошковую линию, его всё же можно назвать существенным. Большая часть зелёного горошка выращивается в хозяйстве самого предприятия.
Марина Сявина, замдиректора ООО «Славянский консервный завод»: «Урожай овощей на юге, конечно, слабее, чем в прошлом году, но нас выручают собственное овощное производство и заблаговременные контракты с хозяйствами. Если фермеры поставляют нам не совсем некондиционную продукцию (в контрактах это предусмотрено), то мы поступаем просто: используем, например, нестандартные помидоры для консервированных томатов в собственном соку. Или совсем просто: продаём по дешёвке своим же сотрудникам».
Мария Сявина считает, что цены на продукцию консервных заводов не повысятся из–за подорожания овощей. С одной стороны, в самое ближайшее время действительно это вряд ли случится, поскольку большая часть овощных консервов рассчитана на потребителей со средним или низким достатком. В этом ценовом сегменте особо не пожируешь, да и иностранные производители подпирают. Однако, похоже, что к концу года особого выбора у консервных заводов не будет: либо цены поползут вверх, либо изменится качество продукта. И, увы, не в лучшую сторону.