Чтобы наш народ не исчез (Крестьянин №11)
На прошлой неделе в Москве прошел XI Всемирный русский народный собор. Тема, вынесенная на обсуждение, звучала так: ««Богатство и бедность: исторические вызовы России».
Итогом собрания, на котором присутствовали не только клирики традиционных российских конфессий, но и представители светской власти, стало Соборное слово. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил непривычно жестко, явно адресуясь не одной лишь власти, но всем россиянам. Вот некоторые наиболее важные,
на наш взгляд, положения его выступления.
«Наш народ, сохранивший от предков высокую нравственную чуткость, продолжает считать законными и справедливыми трудовые доходы, а не «легкие» и уж тем более не криминальные деньги. Россия никогда не поклонялась золотому тельцу, помня, что «не в силе Бог, а в правде».
«Бизнес в России должен вернуть себе авторитет через заботу о простых людях - не только тружениках, но и тех, кто не в состоянии себя обеспечить. Большинству предпринимателей необходимо критически переосмыслить свой образ жизни и свое отношение к народу. Мы призываем их помнить о Божием суде, помнить, что нельзя кичиться своим благополучием рядом с трагедиями миллионов ближних».
«По данным МЭРТ, только в 2006 году разница в доходах между высокодоходными и низкодоходными категориями граждан составила более 15 раз. С учетом теневых доходов - она много больше. Такой чудовищной разницы нет ни в одной другой цивилизованной стране. Существует также социальная пропасть между большими и малыми городами, различными регионами, городом и селом».
«Считаем необходимым поставить вопрос о введении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши с тем, чтобы вырученные средства полностью направлялись на сокращение имущественных диспропорций. Одновременно мы не приемлем намерений резко увеличить налог на жилье в соответствии с определяемой рыночной стоимостью недвижимости. Сегодня он ударит не по богатым, а по бедным, не даст оформиться среднему классу. К сожалению, правительство пока не дает понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства стабилизационного фонда находятся за рубежом, что ставит Россию в зависимость от уровня политических отношений со странами, где эти средства размещены».
«Приветствуя решения государственной власти, направленные на финансовую поддержку российских матерей, мы одновременно считаем, что только материальных стимулов сегодня недостаточно. Чтобы наш народ
не исчез из истории, образовательные учреждения, начиная с дошкольного возраста, призваны не только предоставлять некую сумму «полезных» знаний, но воспитывать людей с чистой душой и незамутненной совестью.
Мы убеждены, что государство и общество должны создать максимально благоприятные условия для деятельности Русской Православной церкви на всей ее канонической территории, а также других традиционных религиозных общин. Им необходимо предоставить гарантированный, подкрепленный соответствующими ресурсами доступ в систему образования, в социальную сферу, в Вооруженные Силы, в средства массовой информации. Без этого немыслимо подлинное воспитание новых поколений россиян в духе мира, нравственности, любви к Отечеству».
И в заключение: «Предлагаем рассмотреть поставленные нами вопросы на заседаниях Государственного совета».
Что ж, если государство не в состоянии дать ответы на все эти вызовы времени, вероятно, необходимо возвысить свой голос церкви. Она ведь после президента и «Единой России» наиболее авторитетный социальный институт страны. И за исключением, может быть, положения о введении уроков православия в школах следует согласиться с каждым постулатом Соборного слова. Однако кое-что в Слове настораживает. Уж больно технологично, уж очень секулярно звучат некоторые тезисы Соборного слова. Складывается ощущение, что церковь берет
на себя функции Минэкономики, Министерства иностранных дел и проч. Попутно настаивая на расширении своего влияния, например, в общеобразовательной сфере.
И тут хочешь, не хочешь, а вспомнишь дружеские встречи Алексия II с Ельциным и его приближенными, молебствия с первыми лицами государства в первых рядах прихожан в Храме Христа Спасителя. Что это было, как не одобрение церковью государственной политики, приведшей к обнищанию большей части россиян? И сам упомянутый Храм – построен на чьи деньги? Во-первых, на средства прихожан, причем наиболее массовой, а значит, наиболее бедной их части. И во-вторых, при финансовой помощи государства. То есть в него вложены еще и налоги наши с вами. Как эти деяния соотносятся с призывами бороться с бедностью? О личной роскоши многих священнослужителей, их «мерседесах», загородных домах в этом контексте и говорить не хочется.
И возникает вопрос: почему бы Патриархату не объявить о финансировании церковью строительства, к примеру, онкоинститута где-нибудь в Читинской области?
Или о погашении хоть некоторой части долгов начала 90-х государства перед россиянами? Или о дотациях на социальное обустройство хотя бы одного из заброшенных сельских районов? Может быть, стоит и русской церкви подавать пример не только словом, но и делом собственной пастве, своему народу?
Марат Усенко