Металлические десятки. Станем больше «мелочиться»

Тревожный звон десятирублёвой монеты.

С НЕДАВНИХ пор в кошельках россиян появилась новая монета номиналом в десять рублей. О том, что она заменит «десятку» бумажную, Центробанк известил ещё в конце прошлого года. Монета такого достоинства была и раньше, но выпускалась как сувенирная, небольшим тиражом. Нынешняя отличается от неё меньшим размером и почти на три грамма легче.

Финансисты уверяют в её несомненной практичности. Не трётся, не рвётся, может служить до тридцати лет, в то время как бумажная «десятка» изнашивается буквально в течение года. За десять лет государство на этой акции намерено сэкономить восемнадцать миллиардов рублей.

Понравится ли новшество тем, кому, собственно, и адресовано? Этим, похоже, никто не интересовался. Между тем «десятка», уверяют работники торговли, самый ходовой дензнак. Ею особенно часто рассчитываются за мелкие покупки. Теперь представьте: с крупной купюры за батон хлеба вам отсчитывают сдачу металлическими «десятками». Какой кошелёк её выдержит? Впору брать с собой хозяйственную сумку-тележку.

По этому поводу одна из столичных газет напомнила уже подзабытый телесюжет. Две уволенные сотрудницы отсудили у бывшего шефа компенсацию за моральный ущерб. Тот подчинился воле закона. Однако рассчитался с истицами исключительно мелочью. Бедные женщины не могли даже сдвинуть с места тяжеленные мешки с причитающимися суммами.

Отношение к металлическим деньгам за последние годы у нас изменилось. Ими стали попросту пренебрегать. Есть тому объективные причины. Когда-то на копейку можно было купить коробку спичек. А теперь? Тем не менее она всё ещё числится в обращении. Хотя при расчётах её уже не предлагают, и тем более не берут. Кстати, себестоимость изготовления «однушки» гораздо выше её номинала.

На даче моего приятеля бетонная дорожка с мозаикой из мелких монет. Не старых, советских - тех, что в обращении. Зачем, спрашиваю, дискредитируешь национальную валюту? «Совсем, - отвечает, - наоборот. Я вложил эти деньги очень даже выгодно. Другой материал для мозаики обошёлся бы значительно дороже».

Одними из первых ощутили тревожный звон десятирублёвой монеты сотрудники Ассоциации региональных операторов связи. Дело в том, что четвёртая часть их клиентов рассчитывается за мобильник через платёжные терминалы.

Многие, особенно в глубинке, пополняют счета небольшими суммами. В среднем это 47 рублей. А в Тамбове, например, 37,8 рубля, Орле - 37,14, Владимире - 39,5 рубля. В сельской местности больше половины платежей не превышают десяти - двадцати рублей.

Сотовый телефон у большинства пенсионеров - для экстренной связи: вызова «скорой помощи», короткого звонка родственникам. Да ещё чтобы можно было отзываться на «входящие». Малые суммы переводят на счета и родители, обеспечившие детей мобильниками. Чтоб те не тратились на пустые разговоры со сверстниками.

Но платёжные терминалы, которых уже больше двухсот тысяч, не приспособ­лены для приёма мелочи. Их переоборудование - дело длительное и недешёвое. Исчезнут из обращения бумажные «десятки» - минимальная сумма, вносимая при расчётах через терминал, составит уже пятьдесят рублей.

У этой монеты есть, как говорится, и другая сторона. Давно похоронен бумажный рубль, его металлический собрат не стоит и прежней копейки. Теперь вот десятку низвели до мелочи. Не кроется ли здесь нечто более для нас неприятное? Скажем, признак нового витка инфляции?

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин