О чём промолчал Путин
Специальный корреспондент «Крестьянина» побывал в Кремле и убедился: до «большой» пресс-конференции президента проблемы села еще не доросли
У крестьянской аудитории вопросов к президенту России, как известно, множество. Просмотрев перед поездкой в Москву редакционную почту, проблемные публикации в газете за минувший год, отбираем всего несколько. Самых, на наш взгляд, жгучих. «Дай Бог, - напутствуют коллеги, - удастся задать хотя бы один. Будь настойчивее!»
Не у парадного подъезда
И вот уже второй час на пронизывающем московском ветру (в затишке - минус двенадцать) стучу зубами и ботинками в огромной очереди к огромным дубовым дверям четырнадцатого корпуса, что у Спасской башни. Знаменитые куранты над нашими головами играют каждые пятнадцать минут, и, словно прислушиваясь к их сигналу, невидимые нам службы запускают журналистов порциями - по десять-пятнадцать человек (а всего аккредитованных, как потом выяснилось, было 1132).
Проход через «рамку», тщательный досмотр всего, что содержится в сумке или портфеле. Молоденький товарищ в штатском «просит» включить и выключить фотоаппарат, затем диктофон. Долго крутит в руках показавшийся ему подозрительным белый пенальчик. Объясняю: «Нитроглицерин. На всякий случай».
В огромный, разбитый на секторы зал попадаю минут за десять-пятнадцать до начала конференции. Ищу место - тщетно!
Замечаю, что в бедственном положении оказываются и многие примелькавшиеся лица из очереди. «Балкон! Скорее проходите на балкон!» - обращается к нам женщина-распорядитель. На балконе юпитеры, телевизионные камеры. И несколько рядов кресел. В проходе - микрофон на штативе. Еще не все потеряно.
И приемами дзюдо, и врукопашную
Путин появляется незаметно, под не утихший еще шумок в зале. Начинает с подведения итогов за 2006 год, того, что сделано в социальной сфере. Голос тихий вкрадчивый. «Что бы ни делало правительство, власть вообще, - говорит президент, - все должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны». Цифры он озвучивает в общем-то уже хорошо известные: рост заработной платы (13,3 процента), доходов (10), пенсий по старости (5,4).
Отмечаю про себя некоторую странность: даже когда зашла речь о реализации национальных проектов, глава государства ни слова не сказал о социальных проблемах села - низком жизненном уровне, никчемном бытовом обустройстве. Ну да ведь, подумалось, разговор еще только начинается.
Пресс-конференция президента транслировалась по радио- и телеканалам в прямом эфире, и в записи (вечером, в тот же день). Так что нет, наверное, необходимости подробно пересказывать общеизвестное. Хочу лишь поделиться теми беглыми заметками, которые возникали сразу же, в зале, по поводу тех или иных высказываний главы государства.
Вначале немного о самом Путине. Мне довелось слушать Владимира Владимировича в 2001 году на одной из первых его встреч с российскими журналистами из глубинки. Он ответил на многие наши вопросы и уже тогда показался нам человеком знающим и компетентным. И все же, сравнивая начинающего и нынешнего, уже сложившегося политика, невольно отмечаешь: даже во внешних проявлениях сегодня это уже другой Путин. Прямой, раскованный и даже ироничный, если речь идет о близких ему проблемах. И в то же время изощренно-уклончивый в тех случаях, когда, возможно, не до конца владеет ситуацией или не хочет приоткрываться до конца. Кстати, уже после пресс-конференции я прочел в «Коммерсанте» схожее мнение по этому поводу немецкого политолога Александра Рара: «Конечно, были заказные вопросы, но были и вопросы в лоб, и Путину пришлось отвечать за каждую паузу. Я не знаю ни одного руководителя демократической страны, который бы вступил в такой рукопашный бой с прессой. Я даже удивляюсь: зачем ему это нужно?»
Все, кому надо, уже на своих постах
«Вы меня затюкали просто». Путин произнес эту фразу, когда журналисты, кажется, уже в шестой раз спросили его о «преемнике» и о том, что он собирается делать после 2008 года. Слова президента были все те же - Конституцию нарушать не намерен.
Что же касается преемников, - преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента Российской Федерации. И задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций, чтобы граждане могли сделать осознанный выбор.
Но в нескольких ответах В.В. в этот раз «приоткрылся»: «Что касается ответственности за то, что будет происходить со страной, то, конечно, я ее чувствую. Это не шутки, это очень важный этап в жизни страны». «Конечно, я думаю над этим». Его заботят не преемники, а преемственность власти: «Главной задачей будущего будет сохранение и обеспечение высоких набранных темпов развития страны. И это нельзя будет сделать, я хочу это подчеркнуть, это невозможно будет сделать без консолидации власти всех уровней и всех направлений, без консолидации законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах». «Это значит, - подчеркнул Путин, - что органы власти должны быть сформированы соответствующим образом в конце 2007-го и в начале 2008 года».
То есть стабильность должна быть обеспечена до президентских выборов (в обоих случаях выделено мною. - В.Ф.).
На эту же тему корреспонденту агентства «Рейтер» президент ответил более лаконично и иронично: «Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор».
За «Единую» или «Справедливую»?
Журналисты, конечно, не могли не коснуться одной из главных интриг грядущих выборов в Госдуму - соперничества между «Единой Россией» и «Справедливой Россией». По их мнению, пока что состоялся лишь взаимный обмен ехидными репликами, демонстрация мускулов. Но не видно главной составляющей политической борьбы - борьбы программ, идеологий. Путина спросили, какова, по его мнению, разница между идеологиями «Единой России» и «Справедливой России», считает ли он соперничество этих партий в его нынешнем виде реальной и настоящей политической борьбой.
Вопрос из тех, что в лоб. Путин, надо отдать ему должное, не стал уклоняться. Хотя и признал, что не может отвечать на него беспристрастно, поскольку, «чего греха таить, принял самое прямое участие в создании «Единой России», помог этой политической партии встать на ноги, помог ее созданию и помог формированию». Разницу между этими партиями президент видит в том, что «Единая Россия» - это все-таки такой более правый и либеральный центр. А «Справедливая Россия», по его мнению, - это партия, которая во всех своих проявлениях напоминает социалистическое, социал-демократическое направление.
Борьбу же между ними Путин считает правильной, принципиальной. «Чем острее она будет, тем лучше. Но, конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям и так далее. Очень надеюсь, что мы сможем этого избежать в ходе парламентской кампании 2007 года».
Дай-то, как говорится, Бог. Хотя трудно поверить, что правящая «Единая Россия» сумеет удержаться от соблазна пустить в ход свой мощный административный ресурс. То, что мы наблюдаем сейчас в регионах при выборах местной законодательной власти, убеждает скорее в обратном (см. корреспонденцию из Ставрополя «А заявлять-то и нечего», стр. 5).
Кто защитит нас от этих воров, бандитов?
Такой прямой и жесткий вопрос, хотя и после комплимента, смутившего президента, - «несравненный», задала журналистка из Владивостока Мария Соловьенко. По ее словам, В.В. вместе с правительством придумал замечательный проект для этого города - и мост на остров Русский, и казино, и океанариум. Но не успел президент улететь из Владивостока, как «масса всяких референтов, помощников, бывшие сенаторы, депутаты-контрабандисты, бывшие вице-губернаторы» стали делить обещанные городу сто миллиардов. Может быть, предложила журналистка, ввести в Приморье прямое президентское правление?
И вот здесь несравненный Владимир Владимирович, как мне показалось, попытался перевести стрелки. «Нужно просто вместе, - сказал он, - выявлять проблемы, которые мешают развиваться стране и регионам в целом, и бороться с ними совместно». Как?
«Здесь много способов, - разъяснил президент. - Один из них, конечно, - это развитие средств массовой информации... Другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, - другого эффективного способа все-таки нет».
Зная, как местное коррумпированное чиновничество реагирует на выступления печати, разъяснение президента мне показалось того… Не убедительным. Такое ощущение, наверное, осталось не только у меня. Уточняющий вопрос задал корреспондент «Аргументов и фактов»: «Вы сказали о том, что бороться с этим (коррупцией. - В. Ф.) можно, только развивая гражданское общество. Но, учитывая, что сейчас беда, какие меры, может быть, лично вы собираетесь предпринять в этом направлении?»
Но президент стоял на своем: «Коррупция имеет очень много составляющих и много причин. И прежде всего, конечно, причины находятся в политической сфере, в политической организации общества и в экономике. Чем более открытая экономика, тем меньше лазеек для коррупции. И в этом направлении мы действуем и будем действовать дальше настойчиво. Будем дальше укреплять институты гражданского общества».
Как хороший признак Путин отметил тот факт, что сейчас становится все больше дел, связанных с искоренением коррупции. Напомнил о том, что произошло в таможне. «Практически все руководство уволено, продолжаются уголовные дела, некоторые уже сидят за решеткой. Произошли крупномасштабные увольнения в различных правоохранительных органах, и это тоже хорошо. Это очищение среды, которая порождает либо защищает коррупцию».
Может быть, количество дел, арестов возросло. Но журналисты хорошо знают по редакционной почте: жители глубинки не видят ясной, реальной и жесткой политики в борьбе с конкретной, хорошо известной им местной коррупцией.
Президент справедливо, конечно, отметил: если люди видят, что власть коррумпирована, доверие к ней исчезает, стремится к нулевой отметке.
Но что делать сейчас, сегодня? Ждать, пока гражданское общество созреет? Или - пока воры и бандиты станут уважать выступления свободной печати?
Кого волнуют беды крестьянства
Робкий, деловой вопрос о сохранении нынешних субсидий, связанных с национальным аграрным проектом, задала В. В. Путину журналистка из Оренбуржья. Да редактор газеты «Ваши 6 соток» пожаловался президенту, что закон «о дачной амнистии» практически ничего не изменил в жизни мелких землевладельцев. Вот и все, что прозвучало на пресс-конференции из близкой нашим читателям крестьянской тематики. Скажем прямо - негусто.
Да, это наше поражение - аграрных журналистов юга России: Дона, Ставрополья, Кубани. Ни один из нас не смог привлечь внимание президента, его пресс-секретаря, ведущего «большую» конференцию. Но ведь и президент не выразил беспокойства, не ощутил, что журналистское сообщество России не волнуют беды крестьянства. Значит, не случайно и во вступительном слове о сельских проблемах не упомянул. Не того, наверное, еще масштаба - беды.