Не за колбасой, но очереди!
Нередко в СМИ встречается выражение: «Люди отвыкли от советских очередей». Они лукавят или настолько оторваны от жизни и не замечают очевидного?
Да. Теперь нет очередей за колбасой. Но зато очереди в Сбербанке, паспортно-визовой службе, поликлинике, Ростоврегионгазе, БТИ... не хуже колбасных. А попробуйте попасть на прием к нотариусу, например, в Морозовске. До рассвета очередники начинают составлять списки, что совсем не обязательно гарантирует вход в вожделенный кабинет в течение дня. Частенько только на следующие сутки попадешь на прием. А там вдруг обнаруживается, что не хватает справки из БТИ, архива или квитанции из Сбербанка... Пока человек сходит в указанные инстанции и постоит там в очередях, ему снова надо записываться к нотариусу и т. д. Оформление наследства, купли-продажи или какой другой сделки занимает не только часы, дни и месяцы, но порой и годы. Не у всех же есть возможность оставить работу, бросить все остальные дела и полностью посвятить время стоянию в очередях. Приходится делать это урывками, шаг за шагом.
А Семикаракорское отделение Сбербанка народ не зря называет душегубкой. Представьте себе: в помещении площадью не более 15 квадратов постоянно толкутся в очередях к окошкам кассиров и контролеров не менее сотни в основном пожилых людей. Все в зимней одежде, а натоплено на совесть. Шум, гам, духота неимоверная. Так длится годами. Люди жалуются, пишут в газеты, говорят при встречах с руководством района, но дальше обещаний перевести банк в новое, говорят уже купленное, здание дело не идет.
Посетителей утомляет и раздражает не только нудное ожидание в очереди. Зачастую чиновники в недоступных кабинетах ведут себя так, будто гордятся длиной очереди к собственной персоне или всем своим видом демонстрируют явное пренебрежение к клиентам. Могут и прикрикнуть, и нагрубить или тихо сквозь зубы прошипеть: «Ну и сидела бы, бабка, дома. Чё шла сюда, если тебе здесь не нравится?»
Вот почему приятно удивляет, когда в некоторых учреждениях находят способ избавить народ от очередей, то есть проявить уважение к тем, кто явно не от скуки вынужден их беспокоить. Такое отношение к людям увидела в Семикаракорском отделении государственного Пенсионного фонда. Если раньше и здесь надо было заглянуть не в один кабинет, походить по этажам, пока попадешь к кому надо, а потом еще и подождать в очереди, то теперь очередей нет. Потому что создана специальная клиентская служба. На первом этаже установлены четыре кабины. Посетитель заходит в любую и излагает свое обращение. И никого не отсылают ходить по кабинетам. Специалист фонда ходит по нужным кабинетам и решает ваши проблемы. В кабинках созданы все удобства: и столик для бумаг, и стульчик, чтобы пожилому человеку присесть. А разговаривают с людьми, как и положено общаться с теми, кого обслуживают. Очень спокойно, вежливо, я бы сказала, услужливо. За что пенсионеры очень благодарны заведующей отделением Л.И.Аландаренко и всем специалистам, ведущим прием:
В.И.Репенко, М.М.Тарелкиной, Л.В.Поповой, Т.Т.Кылосовой.
Почти нет очередей и у семикаракорских нотариусов В.Е.Мамоновой и Г.В.Захарова. Несмотря на то, что Захаров оформляет самые трудоемкие наследственные дела, он нашел выход из положения. Вокруг него работают несколько молодых помощников. Они на равных и прием очередников ведут, и документы подготавливают на компьютерах, и отвечают на многие вопросы, на ходу консультируясь у нотариуса. А Захаров только проверяет подготовленные помощниками бумаги, подписывает, ставит печати... Очередь здесь движется, как конвейер, без задержек.
Выходит, если захотеть, то можно избавиться от очередей. Просто надо проявить заинтересованность в этом и хоть немножко уважения к людям. А не гордиться своей недоступностью и не упрекать посетителей загруженностью, что нередко бывает. У клиентов своих проблем хоть отбавляй.
Надежда МОЛЧАНОВА
Ростовская обл.