«Бизон-трек-шоу» - 2010: Анатолий Иваныч, ты лучший!
«Бизон-трек-шоу» стало праздником для селян.
Шишкин проиграл. Ну что тут поделаешь? Да и не проиграл он! Техника подвела. Он-то с самого начала гонки был на голову круче всех соперников. До самого последнего момента казалось: обеспечено первое место фавориту «Крестьянина», место, за которое столько лет боролся человек, который, поверьте, умеет бороться. И с людьми, и с собой, и с обстоятельствами (смотрите 20-й номер газеты). Техника подвела. А это, по правилам, - проигрыш.
Но праздник-то для селян Дона, Кубани и даже Крыма состоялся. А спортивный праздник без горечи поражений не бывает. Такие дела.
И немного шоу
- Вы, наверное, думаете: раз в год тут стоит человек в шляпе и что-то говорит. Что это означает? - обратился по громкой связи к многотысячной аудитории Сергей Суховенко, гендиректор компании «Бизон», устроителя гонок. - Это значит, что начинается уникальное событие страны - «Бизон-трек-шоу»! Гонки на тракторах!
И посоветовал зрителям хорошего настроения, а также не напиваться. К слову, Суховенко на гонки всегда является в ковбойской шляпе. Что он носит на голове на производственных планёрках, пока не знаю.
Приехавший на гонки министр сельского хозяйства области Владимир Черкезов тоже не стал затягивать: поздравил всех и заметил, что это единственный день в году, когда горожане приходят поболеть за селян. С тем и начали.
Но сперва перед зрителями выехали на своих чудо-агрегатах участники объявленного «Бизоном» конкурса «Самоделкин-2010». Из названия ясно, что увидели зрители: сделанные своими руками тракторы, бульдозеры, автомобили. Условия почти не ограничивали умельцев - главным было создать что-то необычное, что может ездить само, да ещё приносит какую-нибудь пользу. Самое странное, что проехало перед трибунами, - самоходное колесо, созданное Вадимом Извариным, механиком из посёлка Орловского Ростовской области. Сам Изварин сидел в седле внутри этого обруча. Набок оно почему-то совершенно не стремилось завалиться, а вот на склонах и подъёмах водитель упирался ногами в почву, чтобы всё-таки ехать, а не кувыркаться.
Что ещё было из шоу? Трактор «Челленджер» с надписью «Техпомощь», сдавая назад, раздавил в лягушку гаишные «Жигули». Большая часть не сразу поняла, что это розыгрыш. Тем более, что человек, одетый в милицейскую форму вполне натурально убивался над своей изувеченной машиной.
Затягивая гайку
- Нервничаешь, Анатолий Иваныч? - спрашиваю я Шишкина перед самым стартом.
- Да не, не очень, - отмахивается он, подтягивая какую-то гайку на радиаторе.
- Потренироваться перед гонкой успел?
- Здесь будем тренироваться! - жизнерадостно кричит Шишкин. - А ты чего про меня понаписал, Марат? Ты знаешь, как на меня напали?
- Чего это на тебя напали?
- А почему я не могу рассказать, что раньше пил?
- Не знаю, Анатолий Иваныч. Мало ли кто раньше пил, ну и что? Ты, главное, бросил!
Мы с ним орём друг на друга, потому что все 34 построенных в линейку, готовых к стартам трактора своим рёвом заглушают даже усиленный тысячекратно голос судьи, командующего «По машинам!»
Я успеваю провопить ему «Удачи!», но Шишкин уже не слышит, карабкается в кабину своего МТЗ, напяливает шлем...
Быстрее всех
Гонки организаторами были расчленены на шесть этапов.
Первый. Заезд на время по гоночной трассе. Дистанция - 1070 метров. Старт с интервалом 20 секунд. Трактор под номером 25 опрокидывается на крутом повороте. Пилота извлекают живого. Шишкин проходит трассу за минуту 33 секунды и получает максимальные 100 баллов. Он быстрее всех.
Второй этап. Заезд на 730 метров по пересечённой местности. Ухабы будь здоров, повороты ещё более крутые, трамплины. Шишкин проходит трассу идеально, получает 186 баллов - больше всех. В следующий этап проходят 20 гонщиков из 34. Они взяли максимальное число баллов.
Парная гонка на 860 метров по двум разноразмерным кругам со сменой дорожек, как в конькобежном спорте. Соперник Шишкина в паре, «болид» №15, почти сразу после старта вылетает в кювет, хорошо, не переворачивается. Оба «конферансье» по громкой связи комментируют каждый эпизод, в промежутках между стартами несут весёлую чепуху, гремит музыка, зрителям скучно отсиживаться за ленточным ограждением, они лезут на трассу под носом у милиции. Милиции тоже скучно их отгонять. Судьи призывают к порядку и милицию, и зрителей, пугая травмами.
В следующий, третий, этап проходит только 10 участников. Это вновь парная гонка со сменой дорожек, но теперь к тракторам прицеплены грузы - бетонные блоки в тонну двести, которые нужно волочить по земле. Грунт периодически увлажняется, но всё равно сквозь поднятую пылищу не видно неба. Шишкин занимает первое место в своём заезде. Из этого этапа в следующий попадают только пять человек. Один из них - крымчанин. (К слову, в Крыму, под Симферополем, проводятся сходные гонки - с прошлого года. Понравилось украинцам донское начинание.)
Гонка на скорость - пятый этап. Каждый стартует с каждым, итого десять заездов. Впереди финал, в который должны попасть четверо самых быстрых гонщиков. В финале - одновременный старт всех четверых. Я не сомневаюсь, что в великолепной четвёрке будет и Шишкин.
Приехали! Седьмой номер, трактор Шишкина, глохнет на старте. Пытается завестись - бесполезно. Трактор уволакивает тягач техпомощи.
Ещё там!
- Что случилось, Анатолий Иваныч? - спрашиваю, подбегая сразу, как машину Шишкина оттаскивают в сторону.
Шишкин машет рукой, в смысле: «да откуда я знаю?» и «только тебя тут не хватало!» К трактору спешит группа поддержки пилота из колхоза «Миусский» Неклиновского района Ростовской области - начинаются предположения, самое вероятное из которых: «коробку передач заклинило».
Сказать, что у Шишкина грустное лицо? Нет, не грустное. Анатолий Иванович ещё даже не понял, что случилось. Он ещё там - на трассе. Он ещё борется, он ещё проходит препятствия. Он ещё...
Приз первому
«Владимир Б., подойдите к детской площадке, - несётся из мегатонных колонок, - там вас ждёт ваш ребёнок!» Куда делся этот Владимир? Азартно болеет или спит, сморенный шашлыком и сопутствующим продуктом?
Последний заезд приносит неожиданность. Дважды победитель гонок Анатолий Бобровский из хозяйства «Кировский конный завод» Целинского района приходит лишь вторым. Третье место занимает Вартан Хиабахян (СПК «Дружба» Мясниковского района). Первый приз - трактор «Беларус», над индивидуальным тюнингом которого трудился целый коллектив «Бизона», достаётся Александру Чумаку, представляющему Цимлянский район, СПК «Степной». В этой машине и противотуманные фары, и кондиционер в кабине, и тонированные стёкла, и защитные дуги. И вообще много всякого. Дуги, кстати, «Бизон» начал ставить на призовые тракторы после того, как стало ясно, что победившие хозяйства используют «болиды» только для гонок. Хотя и в поле работать на них очень даже удобно.
Шишкин проиграл. Что ж тут поделаешь. Для нас-то он самым лучшим остаётся. Самым быстрым, самым умелым, самым суеверным, самым трудолюбивым, самым пожилым, но самым молодым. Самым, в общем. Полагаю, так.